Спонсоры:
Спонсоры:

Армстронг Луи Дэниел

image

(род. в 1901 г. — ум. в 1971 г.)

Великий афро-американский джазовый музыкант, вокалист, композитор, создатель и руководитель джазовых оркестров и ансамблей (в т. ч. секстета «Все звезды»), киноактер, автор песен. Создал виртуозный импровизационный исполнительский стиль игры на трубе, отличающийся свободой трактовки мелодий. Автор мемуаров «Моя жизнь в Новом Орлеане».

Известный свинговый ударник Джин Крупа не преувеличивал, когда говорил: «Каков бы ни был стиль джазового музыканта, он не сыграет и 32 такта, не отдав музыкальной дани Луи Армстронгу. Все сделал Луи и сделал все первым». Именно поэтому короткое слово «джаз» во всем мире ассоциируется с Луи Армстронгом. Все, за что люди любят джаз, воплощено в этом имени: свобода и дерзость, обаяние и энергия, жизнелюбие, чувственность, доброта. Он — душа джаза, знаковая фигура и олицетворение этого искусства. Его низкий, хриплый, наполненный теплом голос узнается мгновенно, как и неповторимое звучание его трубы. Негритенок, появившийся на свет в Сторивилле — самом нищем районе Нового Орлеана, — обогатил весь мир, подарив ему джаз. Долгое время датой рождения Луи считался 1900 г. Сам он говорил, что понятия не имеет, когда это произошло, а день выбрал, как и большинство чернокожих приятелей, — 4 июля, День Независимости. Но биографы великого музыканта уже после его смерти нашли в архивах точную дату — 4 августа 1901 г. Детство будущий король джаза провел как типичный «трудный ребенок». Уилли Армстронг покинул семейство практически сразу после рождения сына. Мать, Мэри Энн, зарабатывала на жизнь стиркой в богатых семьях и проституцией. В доме регулярно поселялись и исчезали новые «папы». Когда Луи исполнилось два года, у него появилась сестренка Беатрис. Чаще всего дети жили по очереди у бабушек, и одно время Луи даже ходил в школу, но о систематических занятиях речи и быть не могло, потому что с семи лет мальчишке уже пришлось работать: разносить молоко и уголь, продавать газеты, петь за гроши на улицах (квартет друзей-приятелей просуществовал около двух лет) и даже воровать. Кто знает, по какому пути направила бы его судьба, если бы в новогоднюю ночь 12-летний Луи не выкрал у очередного ухажера матери пистолет и, охваченный всеобщим весельем, не начал палить в воздух. Его тут же арестовали и отправили в частный закрытый «воспитательный дом», который содержал отставной солдат Джозеф Джонс. Чтобы «облагородить» детство, позже свое пребывание в тюрьме Армстронг сравнивал с пансионатом. Здесь он стал «горнистом»: трубил побудку и отбой на корнете, а все свободное время посвящал пению в хоре и совершенствовал игру в оркестре. Есть сведения, что именно в «воспитательном доме», а не в школе, он научился писать, читать и считать. А вот нотную грамоту Луи осилил, уже став знаменитым музыкантом. Возможно, в то время он осознал свою природную особенность, которая помогла ему стать выдающимся духовиком. Об этом красноречиво говорит его джазовое прозвище Сач-мо — (сокращенно от англ. «Satchel Mouth», что соответствует русскому «рот варежкой») из-за солидных размеров и формы губ, столь важных для музыканта-духовика. Вернувшись к вольной жизни, Луи добавил к привычной работе игру в небольших барах и притонах. Правда, долгое время у него не было своего инструмента, но талантливому мальцу (его второе прозвище — Маленький Луи) музыканты охотно одалживали корнет. Мастерство Армстронга стремительно росло, и вскоре его взял под опеку король новоорлеанских трубачей Джо «Кинг» Оливер. Теперь Луи играл в лучшем городском оркестре Кида Ори. «Папа Джо» обучил юного Армстронга многим нюансам игры, и вскоре они выступали дуэтом. А когда Оливер уехал в Чикаго, Луи занял место первого корнетиста. Кид Ори так рассказывал об этом: «В городе было немало хороших, опытных трубачей, но ни один из них не обладал такими большими исполнительскими возможностями, как Луи. Помню, как я сказал Армстронгу, что если ему удастся раздобыть себе пару приличных брюк, я возьму его в свой оркестр. Через два часа он примчался в мой дом со словами: "А вот и я. Жду не дождусь, когда наступит восемь часов. Я готов начать"».

Читать дальше