Спонсоры:
Спонсоры:

Бежар Морис

В 1953 г. Морис Бежар вместе со своими единомышленниками основал в Париже труппу «Балле де л'Этуаль». За годы работы в ней он не только ставил балеты, но одновременно исполнял в них главные роли. Характерной особенностью его творчества становятся яркость стиля и сочетание приемов, взятых из разных хореографических школ. В репертуар труппы входили произведения классиков, а также постановки современных авторов. 1959 год стал судьбоносным для Мориса Бежара. Его труппа находилась в труднейшем финансовом положении, но в этот момент молодой хореограф получил приглашение поставить спектакль в брюссельском «Театр де ла Монне». Поставленная для королевского балета Бельгии «Весна священная» принесла Морису Бежару всемирную славу. Этот успех предопределил будущее начинающего балетмейстера. Смену своего амплуа великий танцор объяснял парадоксально: «Наверное, я до конца выжал этот лимон, мое тело дало мне все, что могло дать. Теперь все просто: я иду в студию, встречаясь с танцовщиками, которых очень хорошо знаю, и пытаюсь с их помощью показать то, что чувствую». На следующий год директор брюссельского театра Морис Гюисман предложил создать в Бельгии постоянно действующую балетную труппу. Так появился один из самых знаменитых танцевальных коллективов — «Балет XX века», который на протяжении 27 лет оставался ведущим в Бельгии. Именно в это время появились знаменитые на весь мир балетные постановки Бежара: «Весна священная», «Свадебка», «Жар-птица», «Байка про лису», «Петрушка» (с участием Владимира Васильева), «Ромео и Джульетта», «Песня странствующего подмастерья» (с участием Рудольфа Нуриева), «Спящая красавица», «Айседора» (с участием Майи Плисецкой), «Нижинский, клоун Божий» (с участием Хорхе Донна), «Кабуки» (при участии токийского балета). Позже Морис Бежар переехал в Лозанну, а его труппа получила название «Балет Бежара». При постановке балетного спектакля Бежар-режиссер всегда стремился разнообразно использовать пластические возможности тела танцовщиков. Почти все, кто работал с ним, отмечают не только стальной взгляд, но и диктаторский стиль руководства. Ему послушно повиновались все, даже самые яркие звезды балета. Ведущее место в спектаклях Бежара занимают сольные партии. В некоторых постановках он использует исключительно мужской кордебалет. Очень часто хореографические композиции Мориса Бежара строятся с учетом традиций античных зрелищ и культовых действ разных народов. Изумляет его балет «Болеро», в котором сольную партию могут танцевать как женщина, так и мужчина без изменений не зависимо от пола танцовщика. Успех многих своих постановок Бежар связывает с генетической памятью людей, которую на подсознательном уровне высвобождают его танцы, построенные на древних ритуальных ритмах. Бежар требовал от своих танцовщиков, чтобы они «пели телом и танцевали голосом». Он впервые в истории танца одел исполнителей в черное трико, которое позднее стало одним из основных признаков современного танца. Вместе со своей труппой Морис Бежар предпринял неординарный эксперимент: он начал создавать синтетические спектакли, в которых танец, пантомима и пение занимали равное место. Именно тогда Морис Бежар выступил в новом для себя амплуа — художника-постановщика. Выдающийся балетмейстер впервые использовал для хореографических постановок огромные пространства: стадионы, спортивные арены и т. д. Во время спектакля на огромной площадке размещались оркестр и хор, а само действие могло развиваться в любом уголке сцены. Этот прием давал возможность каждому зрителю стать участником действия. Огромный экран, на котором время от времени появлялось изображение танцоров, дополнял это зрелище. В таком стиле в 1961 г. был поставлен балет «Гала» на музыку Скарлатти и другие. В балетах Бежара зачастую встречаются необычные персонажи: Эвита Перон — жена аргентинского диктатора, французский писатель и политический деятель Андре Мальро, Че Гевара и Дон Кихот...

Читать дальше