Спонсоры:
Спонсоры:

Бежар Морис

В творчестве Бежара проявляется его отношение к смерти и сексу. Этим он разительно отличается от других хореографов XX в. «Я бы сказал, что в жизни существует лишь два важных события: открытие секса (его всякий раз открываешь для себя заново) и приближение смерти, все остальное — суета». Жизнь он представлял как постоянную работу, балетный зал, станок, зеркало и танцовщиков. В этом его прошлое, настоящее и будущее. Танцовщик — основа его балета. В постановках Бежара участвовали практически все знаменитые танцоры мира: Хорхе Донн, Рудольф Нуриев, Майя Плисецкая, Марго Фонтейн, Мар-сия Хайде и другие. В 1970 г. вначале в Брюсселе, а спустя 7 лет в Дакаре Морис Бежар основал театр-студию «RUDRA». Летом 1978 г. он со своей труппой впервые побывал в Советском Союзе, где имел оглушительный успех и заслужил почетное отчество Иванович. В 1992 г. школа и творческая мастерская Бежара «RUDRA» были открыты в Лозанне. В этом же году количество участников труппы было сокращено до 30 «для открытия новых путей в творческом выражении». В августе 2002 г. Морис Бежар основал новую молодежную труппу «Компания М». Сегодня он продолжает работать над постановками новых балетов, снимает фильмы, опубликовал роман, мемуары и пьесу. Морис Бежар всего себя посвящает танцу, обратив его в смысл своей жизни: «Я живу только для танца, для того, чтобы он продолжался». Прожив богатую творческую жизнь, он так и не создал семьи. Смерть матери Морис пережил настолько тяжело, что так до конца и не оправился от этой потери. До сих пор в лозаннской квартире Бежара на кухне висит ее портрет, раскрашенный акварелью, ставший почти иконой. Ни одна женщина так и не смогла завоевать сердце великого Мастера. Он всегда принципиально пренебрегал какими-либо узами, считая главным в отношениях любовь и страсть, которые вошли в его жизнь с Хорхе Донном — одним из талантливейших танцовщиков его труппы. Их роман начался в 1963 г. и продолжался почти 28 лет. 30 ноября 1992 г. Хорхе Донн умер от СПИДа в одной из клиник Лозанны. В этот день он вернул Бежару обручальное кольцо его матери, которое носил всю жизнь на мизинце левой руки. Смерть близкого друга потрясла Мориса Бежара. Позднее он вспоминал: «Что у меня было до того, как я встретил Донна? Я поставил три балета, которые мне важны и сегодня: "Симфонию для одного человека", "Весну священную" и "Болеро". Без Донна я бы никогда не сочинил... Этот список будет слишком длинным... У меня несколько дат смерти. Я умер в 7 лет в Марселе, я умер подле своего отца в автомобильной аварии, я умер совсем недавно, в одной из палат лозаннской клиники». В старости Бежар продолжает оставаться трудоголиком и одиночкой. По его собственному признанию, жить с ним вместе могут только кошки. Он не придает особого значения еде и одежде, спит на циновках, совершенно не прихотлив в быту и не окружает себя роскошью, продолжает легко расставаться с людьми. Еще в XX веке став живой легендой, Морис Бежар продолжает оставаться ею до сих пор. 75-летие великий балетмейстер отметил в Лозанне вместе со своей труппой. Там в течение 12 вечеров подряд проходила ретроспектива самых знаменитых постановок знаменитого хореографа. Сегодня Мориса Бежара приглашают многие театры мира для постановки новых спектаклей. Его творчество было по достоинству оценено искусствоведами многих стран, о чем свидетельствует множество наград: премия Театра Наций (1960, 1962 гг.), Лауреат танца в Париже (1965 г.), орден Восходящего Солнца от императора Японии (1986 г.), почетный офицер ордена Короны Бельгии (1988 г.), звание свободного члена Французской академии искусств (1994 г.), премия за укрепление мира (1995 г.), звание почетного гражданина г. Лозанны (1996 г.), японская Императорская премия (1999 г.). Несмотря на свой возраст, признанный мэтр балетного искусства обладает завидной энергией и продолжает оставаться новатором в искусстве: «Я ставил балеты, я буду продолжать это дело...»