Спонсоры:
Спонсоры:

Бернстайн Леонард

Встреча с Кусевицким положила начало блистательной дирижерской карьере Бернстайна. Вскоре он стал ассистентом великого маэстро, а затем, благодаря его поддержке, в 1943 г. получил место второго дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра. Как это нередко бывает, сыграл свою роль и счастливый случай. 14 ноября 1943 г. всемирно известный дирижер Бруно Вальтер, который должен был выступать с Нью-Йоркским оркестром в «Кар-неги-холл», внезапно заболел, и руководству ничего другого не оставалось, как пригласить за дирижерский пульт начинающего ассистента. Проведя всю ночь за изучением партитур, Бернстайн, без единой репетиции, прекрасно справился со своей задачей. Это выступление стало триумфом молодого дирижера и сенсацией в музыкальном мире. Концерт транслировали по радио, а на следующий день газета «Нью-Йорк Тайме» на первой полосе опубликовала хвалебную рецензию. Первые успехи Бернстайна в сочинительской деятельности датируются 1942 г., когда композитор закончил сонату для кларнета и фортепиано, а также Первую симфонию для альта и оркестра «Иеремия», которую посвятил своему отцу Самуилу Бернстайну. Надо сказать, что за несколько месяцев до своего успешного дирижерского дебюта в «Карнеги-холл» Бернстайн познакомился с танцором и хореографом Джеромом Робинсом, который заказал ему музыку к балету «Невлюбляющийся». Успешная премьера этого балета с незамысловатым сюжетом о поведении трех матросов в баре, состоявшаяся в 1944 г. в «Метрополитен-Опера», побудила Бернстайна трансформировать балет в мюзикл «В городе». Спектакль был поставлен на Бродвее и резко выделялся на фоне других мюзиклов благодаря ритмической выразительности и яркому джазовому колориту. В 1946 г. Бернстайн написал музыку к балету «Факсимиле», который уже можно отнести к области серьезной музыки. Через три года он завершил Вторую симфонию «Время тревог», которая позже в хореографии Дж. Роб-бинса получила свое сценическое воплощение. В 1951 г. Бернстайн женился на чилийской актрисе Филиции Монтеалегре, которая родила ему троих детей. В эти же годы начинается активная преподавательская деятельность Бернстайна. После смерти Кусевицкого в 1951 г. он принял его класс в музыкальном центре Тэнгл-вуда и читал цикл лекций в Гарварде. Музыкальным образованием молодежи Бернстайн занимался всю свою жизнь, считая, что наиболее эффективным средством музыкального просвещения является телевидение. Как он сам признавался: «Сделать музыку ближе к людям — вот цель моей жизни. И я вижу, что телевидение — это самое лучшее средство для достижения этого». Огромной популярностью пользовалась авторская программа Бернстайна «Молодежные концерты», которая шла в эфире с 1958 по 1972 год — весьма солидный срок для телевизионной программы. В этой передаче приглашенные гости свободно и доходчиво рассказывали об истории музыки, разъясняя молодым зрителям основные музыкальные идеи. «Молодежные концерты» были отмечены четырьмя премиями «Эмми» за «удивительный симбиоз искусства и телевидения». Но вернемся к собственному творчеству Бернстайна. Его сочинения весьма широки по спектру: от одноактной оперы «Волнения на Таити» (1952 г.), мюзиклов «Прекрасный город» (1953 г.) и «Кандид» (1956 г.) до музыки к кинофильму Элиа Казана «Кулаком в затылок» (1954 г.) и серенады для скрипки и струнных инструментов (1954 г.). Самое значительное произведение композитора появилось в 1957 г. Это мюзикл «Вестсайдская история» по пьесе Л. Лоу-ренса «История западной окраины», спектакль о современных Ромео и Джульетте, переживающих шекспировские страсти на улицах Нью-Йорка. По «Вестсайдской истории» можно судить обо всех признаках мюзикла — молодого музыкально-драматического жанра, возникшего в 1950-х годах. Это классическое произведение включает в себя элементы и оперетты, и ревю, и достижения джаза. Собственно, «экстравагантно-творческая» форма мюзикла, в котором каждая новая сцена имеет свой неожиданный поворот, и определила его огромный успех у зрителей. Как говорил сам композитор, «никто никогда не знает, какого рода повороты, обработки и стили стоят на очереди». Именно «Вестсайдская история» сделала Бернстайна всемирно знаменитым. Спектакль выдержал более 700 представлений, в 1961 г. по нему был снят одноименный фильм, который принес композитору заслуженный «Оскар», а песня «Мария» из этого фильма до сих пор является общенациональным американским шлягером. Леонард Бернстайн прославился и как одаренный музыкант, выступая с фортепианными партиями и собственными оркестровыми сочинениями. Его исполнительская деятельность началась еще в 1944 г. и за последующие десятилетия он побывал с концертами во многих странах Европы, в том числе и в бывшем СССР.

Читать дальше