Спонсоры:
Спонсоры:

Бессон Люк

Захваченный с головой новым увлечением, Люк не бездействует: он начинает сотрудничать с французскими съемочными группами, одновременно приглядываясь к кинематографической кухне изнутри, много работает на съемочных площадках, во вспомогательных ролях, пополняет свой багаж просмотренных кинолент. В поисках себя в девятнадцать лет молодой искатель приключений едет в Лос-Анджелес, в империю американской киноиндустрии — Голливуд, но, проработав там пару месяцев «на посылках», возвращается на родину и идет служить в армию. Три года воинской службы не усмирили его тяги к киноискусству. Бессон возвращается к нему с уже гораздо более серьезными намерениями. Первым экспериментом на этом поприще стала постановка музыкальных клипов (на 16-миллиметровой пленке), эпоха которых тогда, в начале 1980-х, только зарождалась. Впрочем, вскоре талантливый француз понял, что клипмейкерство — не его стезя, и вступил на иной путь. Его дорога в большое кино начинается с должности помощника режиссера. Вскоре Люк Бессон основывает свою небольшую кинокомпанию «Les Films du Loup» (Волчьи фильмы), в 1988 г. переименованную им в «Les Films du Dauphin» (Фильмы дельфина). А «первым блином» в 1983 г. стала короткометражная лента «Предпоследний» (L'Avant-demier), послужившая прототипом снятой сразу за ней в 1984 г. дебютной «большой» работы — полнометражного черно-белого немого (!) научно-фантастического фильма «Последняя битва». Такая особенная постановка объясняется только одним: экономией средств, ведь озвучивание — очень дорогостоящая процедура. Однако творческая задумка превращает недостаток бюджета в гениальную находку сюжета: земляне поражены внеземным вирусом, лишающим людей голоса и дара речи (действие, конечно, происходит в неведомом будущем). В этой картине Бессон впервые снимает Жана Рено, ставшего в дальнейшем своеобразным талисманом всех его фильмов. После выхода картины в свет Бессон был автоматически причислен ко второй французской новой волне, начало которой положили Жан-Жак Анно и Лео Каракас. «Последняя битва» получила два приза на фестивале фантастических фильмов в Авориазе, а всего в копилке режиссера 12 премий со всего мира. Результаты такого успеха не заставили долго ждать: уже через год молодой талант снимал картину с большим бюджетом, выводя на первый план «фантастику» парижской подземной жизни. Вышедшая в прокат в 1985 г. «Подземка» с Кристофером Ламбертом и Изабель Аджани в главных ролях стала не только коммерчески крайне успешным проектом, но и культовым фильмом, сделав имя своего творца всемирно известным. Уже в этой ленте молодого и пока не очень опытного режиссера четко различим неповторимый стиль «a la Besson»: напряженный экшн, круто замешанный на мелодраматизме, плюс незримое соперничество двух параллельных реальностей — все, что позволяет с точностью до мелочей прорисовать характеры персонажей. Образ самородка-дилетанта тщательно культивируется самим Люком Бессоном. И его таланту нельзя не отдать должное: избежав обязательной для просмотра программы обучения начинающих кинематографистов, он нашел свой короткий путь сквозь все находки мирового синематографа. Когда дотошные критики указывали на, якобы очевидное, влияние киноклассиков в картинах начинающего французского Спилберга, тот шел в прокат, брал искомую кассету и после просмотра искренне удивлялся: надо же, действительно что-то отдаленно напоминает... И, не обращая ни на кого внимания, продолжал без устали создавать культовые вещи, ознаменовавшие целую эпоху мирового кино конца XX века. В 1986 г. Бессон выступил как сценарист в комедийном боевике «Такси» и продюсер фильма «Камикадзе». В 1988 г. выходит на большие экраны его «Голубая бездна» — воплощенная на экране мечта детства о подводном мире. Здесь Люк един в трех лицах: режиссер, сценарист и оператор подводных съемок. В главной роли, естественно, — Жан Рено. Первый англоязычный фильм Бессона имел семь номинаций на премию «Сезар» (а получил две — за работу композитора Эрика Серра и звукооператора) и вошел в пятерку самых популярных фильмов за всю историю кинематографа. Вышедший в прокат три года спустя фильм «Ее звали Никита» с Анн Парийо в роли главной героини справедливо считается вершиной славы французского режиссера. Именно этот черный триллер принес Люку славу одного из лучших французских режиссеров. Кассовый успех картины в США был таким, что тут же заставил прагматичных американцев снять римейк «Выхода нет», а вслед за ним и комиксоподобный сериал «Никита». Нереализованная мечта о море и дельфинах по-прежнему не отпускала несостоявшегося океанолога. И в 1991 году был выпущен абсолютно некоммерческий документальный научно-популярный фильм «Атлантида». Картина, съемки которой велись в ледяной воде океана за Полярным кругом, запечатлела исключительно интересные фрагменты жизни подводного мира, чем покорила американских критиков.

Читать дальше