Спонсоры:
Спонсоры:

Бессон Люк

Следующие две работы кинохудожника принесли ему всемирную славу. Работу над «Пятым элементом» режиссер начал еще в 1993 г.: корректировал и выверял сценарий, подбирал актеров. Трудности с бюджетом заставили на время отложить этот проект и взяться за другой, с меньшим бюджетом, но не менее перспективным сюжетом. В «Леоне» (настоящее название «Professional», 1994 год выпуска) в полной мере раскрывается актерский талант Жана Рено, который играет мрачного киллера-профи, волею судьбы столкнувшегося с двенадцатилетней девочкой, жаждущей отомстить за убитых родителей. Натали Портман, воплотившей этот образ, тогда действительно было двенадцать. И в одно прекрасное утро, после выхода «Леона» в прокат, она проснулась кинозвездой. «Зажигать звезды» вообще в духе Бессона. Ему обязаны мировой славой и уже упоминавшиеся Ж. Рено, А. Парийо, Н. Портман, и героиня следующих двух лент (ставшая его второй после Парийо женой), певица и фотомодель Мила Йовович. Но и с ней Люк расстался. Следующий его брак скоропалительным назвать никак нельзя: с продюсером из компании «Европа» Верджинией Силла режиссер знаком довольно давно. У них подрастают две дочки — трехлетняя Талия и годовалая Сатин. А 28 августа 2004 г. супруги просто узаконили свои отношения. Бюджет «Пятого элемента», открывавшего юбилейный, 50-й фестиваль в Каннах, составил 90 млн долларов. Звездный коктейль — Брюс Уиллис, Мила Йовович, Гэри Олд-ман, музыка Эрика Серра, костюмы Жана Поля Готье — плюс тонкий европейский юмор в сочетании с проамериканской фабулой. И стиль Бессона — снимать так, чтобы после него сказать на эту тему было нечего. Формула успеха принесла дивиденды проката во всем мире в размере 266 млн долларов. Что стало достойным ответом на уколы критиков за склонность к американизации своего уникального стиля. Одна из последних работ Люка Бессона-режиссера «Жанна д'Арк» (The Messenger: The Story of Joan of Arc) с Милой Йовович в роли Жанны, вышедшая в 1999 году, в прокате провалилась и вызвала отрицательную реакцию критиков. Возможно, об этой ключевой фигуре французской истории и мирового кинематографа рассказано слишком много еще до Люка? Или почти три часа насилия и войны, приправленных религиозным фанатизмом с отсутствием хеппи-энда — слишком для современного зрителя? Так или иначе, но этот провал стал последним для Бессона-режиссера. С тех пор в этом амплуа Люк не выступал. Но киноманам мира по-прежнему знаком Люк Бессон-сценарист и продюсер. «Дансер», «Поцелуй Дракона», «Васаби», «Транспортер», «Такси-3», римейк «Фанфан-Тюльпан» — на всех этих картинах стоит тавро «Люк Бессон». Французский Спилберг, с американской точки зрения, и талантливый циничный бизнесмен, по мнению европейцев, по-прежнему весьма заметная в мировом кинематографе фигура. Но жизнь окрашена для него не только в розовый цвет. В 2001 году суд обязал кинокомпанию Бессона выплатить 50 тысяч долларов режиссеру и сценаристу Жюльену Серри за то, что тот был отстранен от съемок фильма «Яма-каси» (кстати, первый день проката фильма принес более 150 тыс. долларов). Съемки «Такси-2» связаны для французского кинодеятеля с обвинением в гибели оператора Алена Дюарте во время работы над одним из автомобильных трюков — чтобы обеспечить безопасность работы, было выделено недостаточно средств. По данным газеты «Монд» (25.05.2002 г.) стычки с правосудием для Бессона — дело привычное. Сопродюсер Константин Александров и актер Пьер Жоливе первыми предъявили ему иск за невыполнение условий контракта при съемках «Последней битвы», молодой сценарист Франк Жерарди обвинил его в плагиате при написании «Леона». Следующие в списке истцов — налоговый инспектор Ж. Дарде и директор страховой компании П. Громбек, уверенные в том, что Бессон за основу «Такси» взял их сценарий «Ложный старт». Шумный процесс завела американка К. Биглоу, потребовавшая 2 млн долларов за нанесенный моральный и материальный ущерб по поводу сценария «Жанны д'Арк». В последнем случае стороны договорились полюбовно расстаться до завершения суда за половину запрошенной суммы. В остальных Бессон, как правило, выигрывал тяжбы — возможно, благодаря своему адвокату Жоржу Кейжману, бывшему министру юстиции. Впрочем, дело о гибели 41-летнего Алена Дюарта («Такси-2») еще не закрыто... Невзирая на невзгоды, предприимчивый и циничный бизнесмен Люк Бессон сегодня как никогда полон творческих идей. В его проектах съемки «Леона-2» с повзрослевшей Натали Портман и комедийный вестерн о грабительницах банков в исполнении, возможно, Пенелопы Крус и Сельмы Хайек. Еще более грандиозная идея: построить на базе бывшей тепловой электростанции в Сен-Дени, пригороде Парижа, «европейский Голливуд». В планах Бессона — создание в рамках этого проекта нескольких киностудий, аналогично компаниям «Universal» в Лос-Анджелесе: десятки съемочных площадок и лабораторий для работы над фильмами на территории в 55 тысяч квадратных километров. Смета только первоначального этапа этой махины — около 100 млн евро. Сейчас ведется активный поиск спонсоров. Как бы то ни было, все громадье планов французского Спилберга и Пигмалиона от кино подчинено единствен ной и главной его страсти — киноискусству, о котором он однажды сказал: «Кино никогда не могло спасти кому- нибудь жизнь, это не реанимация. Кино — это аспирин». А современное человечество жить без аспирина не может. Особенно, если этот аспирин выпущен под торговой мар кой «Люк Бессон». Именно поэтому Каннский фестиваль 2004 г. был открыт очередным шедевром Бессона продю сера — римейком легендарного французского фильма «Фанфан-Тюльпан».