Спонсоры:
Спонсоры:

Боттичелли Сандро

Вторая половина 1470-х и 1480-е гг. стали для Боттичелли периодом творческого взлета и расцвета таланта. Для главного фасада церкви Санта Мария Новелла он создал картину «Поклонение волхвов» (1476—1477 гг.). Это своеобразный мифологизированный групповой портрет членов семьи Медичи и других горожан у ног Богородицы. «Поистине произведение это — величайшее чудо, и оно доведено до совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник поныне ему изумляется», — отмечал в «Жизнеописаниях» Д. Вазари. Крайним справа художник изобразил самого себя, глядящего на зрителя. Он выделяется среди множества персонажей, окутанный в царственно-золотой плащ, цвет которого усилил блеск рыжих кудрей. Зрелому выражению лица сопутствует юношеская легкость, а его замкнуто-гордые черты противоречат слегка приоткрытой зыбко-загадочной душе. Лучистые светло-янтарные глаза Боттичелли, нежные и слегка утомленные, пронзают взглядом и в то же время ускользают от контакта. Капризно извилистая, припухшая верхняя губа ложится на твердую и прямую нижнюю, изобличая двойственный характер Сандро. Он и был таким: легкомысленным и эксцентричным, приятным в общении и нервозно одиноким и никогда не держался «золотой середины». И от его живописи часто веет чем-то странным, причудливым, но в то же время соразмерным и чистым. Свое пылкое воображение он гармонично соединил с миром размышлений и эмоций, который не менее реален, чем телесный. Боттичелли стал художником этого мира и его поэтом. Наиболее зримо гармония и лиричность поэтического дара Боттичелли проявились в несравненном шедевре «Весна» (1477—1478 гг.). На картине изображено мифологическое царство Венеры — царство радости и любви, где красота тела и красота духа неразрывны. Фигуры трех граций — Венеры, Флоры, Хлои словно парят среди удивительных деревьев и цветов, но их движение обозначено лишь прозрачными развевающимися одеждами, не скрывающими чарующей пластики тела. Прекрасные лица отрешенны и погружены во внутреннее созерцание. В них — невинность, покой и красота. Грусть и меланхолию навевает очарование весеннего праздника, наполненного волшебным сиянием. Картина «Рождение Венеры» (1484—1486 гг.) написана словно для любования точеной фигурой обнаженной богини, родившейся «из пены морской». Огромная раковина, подгоняемая братьями-ветрами, несет юную Венеру к берегу, где ее ожидает нимфа Гор, готовая набросить плащ и скрыть совершенную красоту тела. Одухотворенное лицо богини с мечтательными, устремленными вдаль глазами, золотистые волосы, гибкая фигура, подобная мягко стекающей капле, — это воплощение женственности, чувственной грации и красоты. Венера — один из наиболее пленительных боттичеллевских образов, идеал женской красоты, прототипом которого была юная фло-рентийка Симонетта Веспуччи, умершая от чахотки в 24 года. Ее же чертами наделил художник женские образы в картинах «Марс и Венера» (ок. 1485—1486 гг.), «Афина и Кентавр» (1482 г.). Всю свою жизнь Боттичелли провел в родном городе, но когда слава «Весны» вышла за пределы Флоренции, папа Сикст IV пригласил живописца в Рим для росписи Сикстинской капеллы (1481 —1482 гг.). Три фрески — «Сцены из жизни Моисея», «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Исцеление прокаженного и искушение Христа» — стали одними из лучших произведений художника, созданных на библейские мотивы, наряду со святыми ликами Мадонн («Мадонна Евхаристии», ок. 1471 г.; «Мадонна с книгой», 1482 г.; «Мадонна с пятью ангелами», дата неизвестна; «Мадонна с ангелами и Святым Иоанном Крестителем», 1488—1490 гг.). «Мадонна дель Мань-ификат» («Величие Мадонны», ок. 1485 г.), написанная для церкви Сан-Франческо, — одно из наиболее замечательных изображений. Изысканная форма тондо («круг») подчиняет себе плавные жесты рук ангелов, держащих корону, и Богоматери, охраняющей покой младенца. Нежная бледная кожа, изящный овал лица, выражение чистоты и невинности дополнены густыми золотистыми волосами и модными предметами туалета — шарф и прозрачное покрывало как бы превращают Марию в реальную женщину. Задуманная как торжественная и праздничная, картина становится воплощением лирических чувств художника, переданных яркими, свежими, как эмаль, красками и обилием золота. «Боттичеллевское настроение грусти» сквозит и в «Мадонне с гранатом» (1487 г.). Ясные светлые глаза на задумчивом лице, скорбная складка красивого рта — предчувствие горестного одиночества Богоматери усиливается разобщенностью персонажей. Это порождает ощущение тревоги и безнадежности, свойственное всем изображениям Мадонны. Имя Боттичелли было известно во всей Италии. Художник и его ученики едва успевали выполнять многочисленные светские и духовные заказы на картины и индивидуальные портреты («Портрет мужчины с медалью», ок. 1473—1474 гг.; «Портрет Джулиано Медичи», 1475 г.; «Портрет молодой женщины», ок. 1476—1478 гг.). В отличие от изображений, демонстрирующих общественное положение, «Портрет юноши» (1482 г.) удивляет ощущением непринужденности и естественности натуры, проникновенностью взгляда.

Читать дальше