Спонсоры:
Спонсоры:

Боттичелли Сандро

В начале 1490-х гг. закончилась безоблачная жизнь художника. Попавшая под влияние обличительных речей Саванаролы, «Флоренция иссушала души, умерщвляла страсти». Многие живописцы, подобно Микеланджело, бежали из города. Боттичелли отказался. Фактически он остался один из веселых «праздных людей», преклонявшихся перед радостями жизни и искусством. Он видел, как летели в костер его картины «с изображением обнаженных женщин», подобные «Рождению Венеры». Художник продолжал создавать свои прекрасные произведения (алтарный образ «Коронование Богоматери», «Алтарь Св. Барнабы», оба около 1490 г.), но в них уже ощущается реальная жизненная драма, художественный язык становится резким, исчезает легкость и пластика. Да и как могла не измениться манера письма, если художник терял своих друзей. Он содрогался от ужаса, изумления и гнева, предчувствуя огромную катастрофу. Все волнующие его вопросы Боттичелли разрешает в последней светской картине «Клевета» (1496 г.). Ничто не останавливает Невежество, Подозрение и Зависть, Коварство и Обман. Сказочно красивая принцесса Клевета цепко ухватила за волосы неправедно обвиненного. А что же Справедливость? Вот она, робкая и беспомощная, стоит в стороне. Как трудно узнать в этой увядающей женщине черты боттичеллевской Венеры! В жизни художника наступил кризис. Перелом духовный обострялся физической немощью. Некогда стройный и ловкий, Сандро теперь еле передвигался «на двух палках». Спина согнулась словно под тяжестью неизбежной расплаты за беспорядочно проведенную жизнь, «за меди-чийскую неумеренность чувственных радостей». И хотя опомнившаяся Флоренция сожгла в 1498 г. своего недавнего «пророка» Савонаролу, радость жизни не вернулась ни в душу, ни в произведения старого художника. Картины «Оплакивание» (1492—1494 гг.), «Мистическое Рождество» и «Распятие» (обе в 1510 г.) — это редкие проблески света в сгущавшемся мраке последних бесславных лет Боттичелли. Он еще создаст «Истории Лукреции», «Истории Вергинии» (обе в 1499 г.), «Поклонение волхвов» (1498—1510 гг.), «Житие Св. Зиновия» (1501—1505 гг.), но как далеки эти произведения от воздушных творений прежних лет... Боттичелли пережил «войну гигантов», как назвали флорентийцы соперничество Леонардо да Винчи и Мике-ланджело, и появление многообещающего Рафаэля Сан-ти. Заказчики отвернулись от некогда знаменитого живописца. Душа его погасла. Боттичелли доживал свой век в доме братьев, наполненном голосами их многочисленных потомков. Как художник он умер для мира. «Звезда его, — по словам Макиавелли, — погасла раньше, чем закрылись глаза его». Согласно церковным книгам записи умерших, Боттичелли скончался в 1510 г. и 17 мая был похоронен на кладбище церкви Оньисанти во Флоренции, в городе, где расцвело его искреннее взволнованное искусство, сохранившее свою прелесть и очарование до дня нынешнего.