Спонсоры:
Спонсоры:

Вагнер Рихард

image

(род. в 1813 г. — ум. в 1883 г.)

Немецкий композитор, дирижер, драматург и публицист, реформатор оперного искусства. Сочинения: 13 опер, в том числе «Летучий голландец» (или «Моряк-скиталец»), «Тангейзер», «Лоэнгрж», «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры» (самая длинная в мире классическая опера — в несокращенном варианте длится 5 часов и 15минут), тетралогия «Кольцо нибелунга» (4муз. драмы— «Золото Рейна», «Валькирия», «Зифрид», «Гибель богов»), «Парсифаль»; 13 произведений для оркестра; хоры; фортепианные пьесы; романсы.

«Сквозь бури жизни — тоска о покое», — так сказал о себе Рихард Вагнер, последний из крупнейших романтиков XIX века. Действительно, все его музыкальное творчество пронизано «бурями жизни», отразившими дух нации. По словам Ф. Ницше, «скрытый в нем таран, актерский гений... отбросил все законы, всякий стиль в музыке, чтобы сделать из нее то, что было ему нужно». В историю музыки Вагнер вошел как гениальный реформатор оперного искусства, создатель новой музыкальной драмы, резко отличающейся от традиционной оперы. Его творческие дерзания, титанические замыслы буквально перевернули музыкальную жизнь Европы второй половины XIX — начала XX вв., породив как ярых сторонников «вагнерианства», так и ярых его противников. Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 г. в Лейпциге, в семье полицейского чиновника Карла Фридриха Вагнера и Иоганны Розины Вагнер (урожденной Пец), дочери мельника из Вайсенфельса. В раннем возрасте он лишился отца, и его отчим — немецкий актер, художник и драматург Людвиг Гейер — перевез семью в Дрезден, где он работал в драматическом театре. Первые художественные впечатления юного Рихарда — театр, сцена, кулисы. Позднее сильнейшее влияние оказала на него и литература, в частности Гомер и Шекспир. А среди великих композиторов его кумиром был Бетховен. В феврале 1831 г. Вагнер поступил в Лейпцигский университет, но проучился в нем недолго, решив все же посвятить себя музыке. К этому времени он уже был автором нескольких музыкальных произведений. Так, в 1832 г. в Праге его симфония до мажор была проиграна в консерватории на оркестровой репетиции, а в январе 1833 г. состоялось ее исполнение в Лейпциге в концертном зале Гевандхаус. В феврале 1833 г. благодаря содействию своего брата (певца Карла Альберта) Вагнер получил должность хормейстера в оперном театре Вюрцбурга. Он энергично принялся за дело, продолжая при этом занятия композицией. В лейп-цигской «Газете элегантного света» Вагнер опубликовал статью «Немецкая опера», по сути, предвосхитившую его более поздние теоретические работы, и приступил к сочинению своей первой оперы «Феи», написанной на сюжет сказки Карло Гоцци «Женщина-змея». Это был типичный образец немецкой романтической оперы со всякого рода ужасами, превращениями и битвами. Но при жизни композитора она так и не была поставлена.

Читать дальше