Спонсоры:
Спонсоры:

Вагнер Рихард

В 1834 г. Вагнер получил место дирижера в Магдебург-ском театре, где познакомился с актрисой Минной Планер, ставшей в 1836 г. его женой. Дирижерская деятельность в оперных театрах Магдебурга, Кенигсберга и Риги особых успехов и материальных выгод не принесла. Вагнера преследовали неудачи — донимали долги и разочарование в своих силах после провала двух новых произведений — увертюры «Правь, Британия!» и оперы «Запрет любви» по комедии Шекспира «Мера за меру». Летом 1839 г. театральные интриги и безденежье привели к тому, что Вагнер вынужден был покинуть театр. Вместе с женой он отправляется в Париж, надеясь там хоть как-то реализовать свои творческие возможности. Но французская музыкальная элита, избалованная знаменитостями, осталась равнодушна к немецкому композитору. Пришлось заниматься музыкальной поденщиной — аранжировками отрывков из модных опер и даже переписыванием нот. Зато в творческом отношении парижский период принес немалые плоды: здесь была написана симфоническая увертюра «Фауст» (одно из лучших сочинений Вагнера раннего периода), завершена партитура оперы «Риении», закончено либретто оперы «Летучий голландец», возникли замыслы новых опер — «Тангейзера» (результат чтения сборника старинных немецких легенд братьев Гримм) и «Лоэнгрина». В июне 1841 г. Вагнер узнал, что опера «Риенци», которую он тщетно пытался поставить в Париже, принята к постановке в Дрездене. Композитор немедленно поспешил в столицу Саксонии, чтобы участвовать в репетициях. Эта опера, посвященная драматической судьбе героя, пытавшегося создать республику в средневековом Риме XIV в., с обилием внешних эффектов, шествий и грандиозных массовых сцен была чрезвычайно сложна в постановке. Его усилия увенчались триумфальной премьерой «Риенци» 20 октября 1842 г. В один день Вагнер стал знаменитостью и сразу же предложил театру новую оперу «Летучий голландец», которая была поставлена в начале 1843 г. Но публика и критика встретили оперу более чем прохладно. А между тем именно в «Летучем голландце» Вагнер впервые заявил о себе как самобытный композитор, наметивший пути реформирования оперного искусства. Как бы то ни было, имя Вагнера приобрело известность столь широкую, что в феврале 1843 г. он был назначен на должность придворного капельмейстера (руководителя придворной оперы). К этому периоду его творчества относится создание опер «Тангейзер» (1845 г.) и «Лоэнг-рин» (1847 г.), на сюжеты из средневековых легенд и сказаний. В них Вагнеру удалось с исключительной выразительностью воплотить человеческие страсти: любовь и печаль, радость и страдание. Между тем германская революция 1848—1849 гг. докатилась и до Дрездена. К восставшим примкнул и Вагнер: он расклеивал листовки с революционными воззваниями, наблюдал с городской башни за ходом боев и пересылал информацию в штаб восставших. Но революция была подавлена правительственными войсками. В мае 1849 г., находясь в Веймаре на репетициях «Тангейзера», Вагнер узнал, что в его доме был обыск и уже подписан ордер на арест в связи с участием в дрезденском восстании. Оставив в Веймаре жену и многочисленных кредиторов, он спешно уехал в Цюрих, где прожил следующие 10 лет. Одной из первых в Цюрихе ему оказала поддержку Джесси Лоссо, жена французского негоцианта, которая сочувственно отнеслась к ухаживаниям заезжего эмигранта. Естественно, связь между замужней женщиной и немецким музыкантом приобрела скандальный характер. Однако вскоре Вагнер дал повод говорить о себе в связи с еще одним адюльтером. Речь идет о его отношениях с Матильдой Везендонк, музыкантшей и поэтессой, женой богатого коммерсанта Отто Везендонка, мецената, предоставившего Вагнеру возможность поселиться в комфортабельном доме на берегу Цюрихского озера. С Везендонками Вагнер познакомился в начале 1852 г., когда Матильда брала у него уроки музыки. Взаимоотношения учителя и ученицы постепенно переросли в настоящую дружбу, а затем и в чувство восторженной любви. В 1853 г. Вагнер написал Матильде «Сонату в альбом», представлявшую собой, по существу, фантазию на темы его опер. Оба они, однако, понимали, что любовь их должна остаться в сфере возвышенно-идеальных отношений. Впрочем, Матильда не скрывала от мужа своего преклонения перед Вагнером, наоборот, всячески содействовала тому, чтобы и Отто проникся самыми дружескими чувствами к гонимому композитору и иногда помогал ему денежными субсидиями. По просьбе Матильды Отто в 1857 г. приобрел для композитора вблизи своей виллы небольшой участок земли с домиком, который Вагнер называл «Убежищем». В этом доме в конце апреля 1857 г. Вагнер поселился с Минной, трезвая практичность которой никак не могла примириться с непостижимыми для нее отношениями Вагнера и Везендонков. Однако счастье было недолгим. В начале 1858 г. Вагнер отправился на краткий срок в Париж для устройства своих музыкальных дел, а по возвращении в Цюрих его ожидали неприятности. Минна, терзаемая ревностью, распечатала одно из писем мужа к Матильде, что вконец испортило отношения между супругами. Чтобы прекратить досужие сплетни, Везендонки уехали в Италию, а Минна отправилась лечиться на воды. Вскоре, желая оградить Матильду от дальнейших житейских осложнений, Рихард уезжает в Женеву, а затем в Венецию. Он засыпает свою возлюбленную письмами, но на сей раз Матильда возвращает их нераспечатанными. Воспоминанием об этой страстной любви стали «Пять песен для женского голоса» на стихи Матильды Везен-донк, о которых Вагнер писал: «Лучшего, чем эти песни, я никогда не создавал, и лишь немногое из моих произведений может выдержать сравнение с ними». Эти песни считаются преддверием к «Тристану и Изольде». В Цюрихе Вагнер создал все свои главные литературные труды, включая «Искусство и революцию», «Художественное произведение будущего», вдохновленное философией Людвига Фейербаха и посвященное ему, «Оперу и драму», а также совершенно непостижимый памфлет «Евреи в музыке». В нем композитор обрушился с нападками на Мендельсона и Мейербера, на поэтов Берне и Гейне (а что касается последнего, то Вагнер даже выражал сомнение в его умственных способностях). Помимо литературного труда, Вагнер занимался дирижерской деятельностью. И все же главным его делом в эти годы стала разработка грандиозной музыкально-драматургической концепции, которая позже обрела форму оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» на сюжет германо-скандинавского мифа о Зигфриде. Тетралогия состоит из четырех частей: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов». Однако для реализации этого грандиозного замысла композитору понадобилось более двадцати лет.

Читать дальше