Спонсоры:
Спонсоры:

Аллен Вуди

С 15 лет юноша начал публиковать в газетах юморески, подписываясь именем Вуди Аллен. Тогда же он поставлял материалы для колонок светской хроники и работал актером-комиком в бродвейских постановках. В 1957 г. Вуди стал редактором известного телешоу, его начали приглашать выступать в артистических клубах квартала Гринвич Виллидж как в качестве комика, так и в качестве музыканта. В это время постепенно формировался образ персонажа его будущих фильмов: жертва страха перед большим городом, закомплексованный и нескладный нью-йоркский интеллектуал, исполненный сомнений и высокомерия одновременно, постоянно переживающий свои личные и профессиональные неудачи, не ладящий с техникой, суетливый и не унывающий ни при каких обстоятельствах. Однако в реальной жизни Вуди имел на редкость твердый и деспотичный характер, был педантичен до занудности. От супруги он требовал стерильной чистоты в доме, ехидничал в ее адрес, сам составлял обеденное меню. Лет в 25 его огненная шевелюра стала редеть, появилась заметная плешь. И без того неуверенный в себе очкарик Аллен вынужден был обратиться к психоаналитику и начал интересоваться трудами Фрейда и Юнга. Вскоре он уверил себя, что комплексы и фобии действительно можно сублимировать в творчестве. Можно сказать, что именно тогда и родился один из гениев американской кинематографии. Аллену было почти 30 лет, когда продюсер Ч. Фельдман предложил ему написать сценарий ленты под названием «Что нового, киска?» (1965 г.) Артист согласился, использовав в качестве соавтора свою будущую жену, Луизу Лэс-се. А уже в следующем году Вуди снял свой первый фильм «Как дела, Тигровая Лилия?» — пародийную «шпионскую» комедию о поисках рецепта яичного салата. В 1967 г. на экраны вышла выдержанная в комедийном ключе лента о Джеймсе Бонде «Казино Ройал». Третий фильм, «Не пейте воду» (1969 г.), окончательно закрепил «фирменную» манеру кинематографического гения. С того времени Аллен каждый год выпускал по одной-две картины, выступая одновременно режиссером, сценаристом и актером. Главным персонажем в них является город, бесконечная череда света и сумерек, дождливых вечеров и жарких летних дней, на фоне которых проходит суетливая жизнь городских жителей, наполненная проблемами, любовью и неврозами. Это невероятно пестрое смешение дает неповторимый иронично-интеллектуальный узор, заставляющий зрителя с первых же минут почувствовать себя невольным участником событий, разворачивающихся на экране. Придуманный Вуди Алленом образ этакого осовремененного бродяжки Чарли Чаплина постепенно раскрывался в фильмах «Забирай деньги и беги», «Бананы», «Все, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить», «Сыграй еще раз», «Заснувший», «Любовь и смерть». Все эти ленты увидели свет в период с 1969 по 1975 г., окончательно утвердив за кинематографистом репутацию остроумного насмешника, блестяще владеющего секретами комедийного жанра. Но уже в 1975 г. Аллен отошел от привычного образа, снявшись в картине Мартина Ритта «Подставное лицо». 1977 год стал поистине знаменательным для удачливого режиссера: фильм «Энни Холл», выпущенный в прокат, через год получил сразу три «Оскара». Правда, сам Аллен, абсолютно равнодушный к наградам, процедуру вручения премии проигнорировал. В тот вечер он отправился в ночной клуб, где, согласно предварительной договоренности, выступил с игрой на кларнете. (Знаменитость и по сей день продолжает раз в неделю выступать в нью-йоркских клубах.) Вскоре Вуди Аллен попытался отойти от жанра комедии, сняв фильм «Интерьеры», но новая лента успеха не получила, так же как и «Манхэттен», выпущенный годом позже. Сам же режиссер считает, что наиболее удачная его работа того периода — «Воспоминания о "Звездной пыли"» (по оценкам общественности, полностью провалившаяся в 1980 г.). Во всех этих фильмах появился иной Аллен — не комедийный, а драматический, порой даже трагический: на смену сатирическим интонациям пришла меланхолическая самоуглубленность, а разящая, едкая сатира превратилась в грустное посмеивание над самим собой, своими недостатками, слабостями, ущербностью. Среди по-прежнему остроумных шуток и забавных сценок доминирующее положение заняли чувства горечи и сожаления. Последующие лирические картины, снятые до 1985 г., созданы в том же ключе. И только «Зелиг» (1983 г.) напоминает о том времени, когда Вуди безудержно сыпал остротами; здесь зритель видит фантастический образ уникального человеческого индивидуума, способного без усилий менять свою внешность и без труда выходить из любой ситуации. В 1986 г. состоялся новый взлет карьеры мастера: драматическая комедия «Ханна и ее сестры» принесла ему трех «Оскаров». Фильмы, снятые Алленом в последующие годы, отличались странным смешением юмора и философии, главного и второстепенного. Они неоднократно удостаивались престижнейших кинопремий, в том числе и как лучшие фильмы года. Кроме того, премиями была отмечена работа Вуди в качестве продюсера и композитора. Сам он сильно изменился внешне, постарел, а его манера игры стала менее броской. Однако на смену внешней яркости пришло нечто более ценное — тонкость и выразительность, помогающие создать трогательный в своей беззащитности образ современного интеллигента. Последние фильмы, созданные Алленом, показывают, что мэтр кинематографии не собирается сдавать завоеванные позиции. Ему принадлежат не только комедии; лучшие работы режиссера относятся к жанру «бескровной драмы». Признанными киношедеврами являются «Разрушитель Гарри» (1997 г.), «Знаменитость» (1998 г.), «Сладкий и гадкий» (1999 г.), «Из кусочков» (2000 г.), «Проклятие нефритового скорпиона» (2001 г.). К успешности своей карьеры знаменитость относится философски, заметив однажды: «Сегодня я — звезда. Но чем я буду в следующем году — черной дырой?» Этот гений экрана почти неспособен обходиться без помощи личного психоаналитика, хотя практически каждый его фильм содержит нападки на представителей данной профессии и на теорию психоанализа в целом. Вообще, Вуди демонстративно отделяет себя от голливудской тусовки, редко покидает свой любимый Манхэттен, снимает исключительно в Нью-Йорке и придерживается строгого распорядка жизни. Но недавно киноманы стали свидетелями двух сенсаций: Аллен впервые появился на церемонии вручения «Оскара», которую ранее упрямо игнорировал, вслед за чем открыл 55-й кинофестиваль в Каннах, куда его ни разу не удавалось вытащить. И это при том, что собственные фильмы мэтра неоднократно показывались на фестивале. На этот раз Вуди Аллен представил ленту «Конец Голливуда», которая демонстрировалась вне конкурса, — искрометное, сумасшедшее, очень смешное, мудрое и цельное кино. Режиссер никогда не боялся смеяться над собой. И на этот раз он не изменил своему правилу: зритель вновь увидел на экране стареющего очкарика-невротика, мучающего психоаналитиков, агентов и бывших жен своей психической неуравновешенностью. Герой Вуди — режиссер, снявший и монтирующий фильм вслепую, давно переставший быть творцом. А студия изображена в виде конвейера, на котором малоквалифицированные рабочие штампуют ширпотреб.

Читать дальше