Спонсоры:
Спонсоры:

Вивальди Антонио

image

(род. в 1678 г. — ум. в 1741 г.)

Итальянский композитор, скрипач-виртуоз, дирижер и педагог. Сочинения: Попер; оратории «Юдифь торжествующая...»; 55мотетов, гимнов и других духовных произведений; 465 концертов для различных инструментов, в том числе 220 для скрипки с оркестром; 75 сонат для различных инструментов и др.

Историческая судьба произведений Антонио Вивальди удивительно напоминает судьбу творений Иоганна Себастьяна Баха — огромная слава при жизни, затем почти полное забвение и «второе рождение» в XX столетии, когда Вивальди становится самым популярным после Баха композитором доклассической эпохи. Несмотря на то что современниками Вивальди был высоко чтим как автор симфоний, опер, духовных сочинений, в историю европейской культуры он вошел, главным образом, как создатель инструментального концерта. Антонио Вивальди родился в Венеции 4 марта 1678 г. в семье Джованни Батисто Вивальди, парикмахера, который попутно упражнялся и в игре на скрипке. Такое, на первый взгляд, необычное сочетание не было редкостью в Италии того времени. Почти в каждой парикмахерской наряду с ножницами, бритвой и щипцами для завивки, к услугам клиентов предлагались музыкальные инструменты, за игрой на которых клиенты могли приятно скоротать время. Музицируя в своей парикмахерской, Джованни настолько увлекся этим искусством, что совершенно забросил свое ремесло и стал скрипачом-профессионалом капеллы собора Св. Марка. Скрипичной игре юный Антонио учился у отца, и настолько успешно, что уже в десятилетнем возрасте мог заменить его в оркестре, когда Вивальди-старший выступал за пределами Венеции. Позже учителем юноши стал известный скрипичный виртуоз Джованни Батисто и маститый композитор Дж. Легренци. Многолетняя деятельность отца на духовном поприще повлияла на решение Вивальди избрать карьеру священника. Приняв духовный сан в 1703 г., он получил предложение преподавать в венецианской женской «консерватории» под названием «Оспедале делла Пиета». Слово консерватория здесь взято в кавычки по той причине, что такие заведения первоначально не имели непосредственного отношения к музыке. По сути, это были либо сиротские приюты, либо дома призрения, либо госпитали. Дело в том, что за годы бесчисленных войн, происходивших в Италии, осталось много сирот, которые и определялись в подобные заведения. В их воспитании большую роль играло хоровое пение, а вскоре для наиболее одаренных детей были созданы музыкальные семинары для обучения сольфеджио, сольному пению и игре на различных инструментах. Став педагогом в одной из лучших «консерваторий» Венеции, Вивальди оказался в среде с блестящими музыкальными традициями. Подобно другим композиторам XVIII в., выступавшим в роли педагогов, он должен был сочинять для своих учеников огромное количество духовной и светской музыки — оратории, кантаты, концерты, сонаты. Кроме того, он проводил репетиции с хором и оркестром и дирижировал концертами.

Читать дальше