Спонсоры:
Спонсоры:

Вивальди Антонио

Первые годы пребывания в «консерватории», главное внимание Вивальди уделял инструментальной музыке. Перед широкой музыкальной общественностью он впервые предстал в 1705 г., вынеся на суд слушателей 12 сонат для двух скрипок, опубликованных чуть позже в издательстве Джузеппе Сала. В 1709 г. в печати появились сборник скрипичных концертов «Гармоническое вдохновение» и сборник «Экстравагантность». В последующие годы Вивальди неоднократно обращался к жанру сонаты для одного или нескольких инструментов. Всего известно около 80 произведений такого рода. Насыщенная музыкальная жизнь, участие в инструментальной и хоровой капелле стали хорошей школой для творческих исканий Вивальди. Он продолжал совершенствовать свое мастерство как скрипач-виртуоз, а вскоре получил известность и как великолепный дирижер. Концерты капеллы, с которыми Вивальди выступал дважды в месяц, собирали многочисленную и восторженную публику. Современники свидетельствовали, что его оркестр не уступал лучшему французскому придворному оркестру. Становились известными и его инструментальные сочинения. Вивальди заказывали торжественную церемониальную музыку парижские дирижеры, его приглашали в Австрию, Германию. Кстати, именно в Германии И. С. Бах переложил для клавира и органа девять концертов композитора. Начиная с 1713 г. Вивальди обращается к новому для него жанру — опере, — который на долгие годы станет важной сферой его деятельности. Первая опера «Отгон на вилле» представляет характерный образец оперы-сериа с ее растянутостью действия и запутанностью сюжетной интриги. Премьера ее состоялась в г. Виченце в марте 1713 г. в театре Делле Грацие. Постановка имела успех, судя по тому, что привлекла внимание венецианских импресарио. За первой последовала вторая опера — «Роланд, притворяющийся безумцем», представляющая собой переработку поэмы Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд». Ее премьера состоялась в ноябре 1714 г. в конце осеннего сезона, после чего Вивальди сам начал выступать в роли театрального импресарио, подбирая состав оперной труппы и не пренебрегая самой будничной административной работой. К этой деятельности его влекла не только природная сметка и деловитость, гораздо важнее была для него возможность улучшить качество исполнения своих опер и избежать эксплуатации со стороны беззастенчивых дельцов. Впоследствии умение Вивальди вести свои дела настолько возросло, что он не допускал ни малейшего ущемления своих авторских прав. Вообще список опер, написанных в это насыщенное творчеством время, трудно поддается перечислению. Только за 1718—1724 гг. из-под его неутомимого пера вышло 11 новых опер. Успехи Вивальди на оперном поприще поставили перед ним вопрос о выборе дальнейшего пути. Несмотря на множество заманчивых предложений, он все же остался верен «Оспедале делла Пиета», неизменно возвращаясь в нее после длительных поездок. Вероятно, он остро ощущал противоречие между ее строгой атмосферой и безалаберно суматошными нравами оперных антреприз, ставших излюбленной мишенью для сатириков той эпохи. Горький жизненный опыт, вынесенный из многолетней деятельности оперного композитора, побуждал его особенно высоко ценить работу в учебном заведении, позволявшую сочинять серьезную духовную музыку. Премьеры опер в различных городах Италии упрочили и материальное положение Вивальди — он уже мог привлекать к исполнению лучших вокалистов Италии. Кстати сказать, оперные певцы в XVIII в. оплачивались чрезвычайно высоко. Их заработки и гонорары во много раз превосходили заработки любого капельмейстера (он же композитор). Важной жизненной вехой в судьбе композитора стал 1720 год. Во время одного из спектаклей в Вене он получил предложение перейти на службу к маркграфу Филиппу фон Гессен-Дармштадскому, возглавлявшему в то время войска австрийского императора в Мантуе. Там Вивальди познакомился с оперной певицей Анной Жиро, дочерью французского парикмахера, ставшей его ученицей, сопровождавшей во всех поездках. Современники находили Жиро одаренной исполнительницей, с приятным, хотя и не очень сильным голосом. В 1726 г. она впервые выступила в опере Вивальди «Фарначе» и с тех пор стала постоянной участницей его премьер. Ей неизменно поручались главные партии в операх композитора. Постоянной спутницей Вивальди стала также сестра Анны, Паелина, заботившаяся о его здоровье. Они жили в доме маэстро и сопровождали его в многочисленных путешествиях. Такие слишком тесные для духовного лица взаимоотношения с сестрами Жиро вызывали нарекания со стороны церковников. Позднее это нарушение норм поведения священника приведет к тяжелым для Вивальди последствиям. После трехгодичной службы в Мантуе для Вивальди начинаются годы странствий. Композитор много концертирует в различных культурных центрах Европы, пишет оперы, не прерывая связи с Венецией и своей капеллой в «Оспедале делла Пиета». Он по-прежнему необычайно трудолюбив и плодовит, несмотря на приближение к преклонному возрасту. И все же, несмотря на успех опер, у слушателей наибольшей популярностью пользовались концерты Вивальди, особенно знаменитый цикл «Времена года», который положил начало программной симфонической музыке. Вообще же, Вивальди принадлежит огромное количество концертов для различных инструментов, и в первую очередь для скрипки. В настоящее время известно 220 концертов только для одной скрипки с сопровождением, а всего в наследии композитора насчитывается свыше 450 произведений этого жанра.

Читать дальше