Спонсоры:
Спонсоры:

Амундсен Руал

14 января 1911 г. «Фрам» вошел в Китовую бухту на шельфовом леднике Росса, и в четырех километрах от края ледника Амундсен поставил базовый лагерь «Фрамхейм». Путь начали в январе, а закончили на полюсе 15 декабря. Почти целый год 8 человек, движимые волей и умом норвежского полярника, решали задачу покорения полюса. Однако сам поход длился всего 3 месяца. 19 октября 5 человек — Амундсен, Оскар Вистинг, Сверре Хассел, Хель-мер Хансен и Улав Бьеланн — на четырех собачьих упряжках, взяв с собой 52 собаки, вышли из базового лагеря по заранее определенному маршруту, на котором предыдущие партии организовали склады топлива и продовольствия. На собаках путешественники прошли ледяное плато, лабиринты горных вершин, горные ледники, внутреннее плато Антарктиды. По дороге они находили высокие вехи с флажками, которыми были отмечены склады. Как и предполагалось, ровно через месяц основные запасы были израсходованы. Тогда были забиты 24 собаки. Их мясом кормили оставшихся собак, им же питались и сами путешественники, не испытывая к такой пище особого отвращения. Позже за это Амундсена обвиняли в вандализме, но он был уверен, что для достижения цели имел полное право так поступить. Это входило в скрупулезно рассчитанный план, который позволил решить труднейшую задачу жизнеобеспечения экспедиции. Дойдя до полюса, путешественники на высоте 2800 м разбили палатку и установили норвежский флаг, а под ним оставили вымпел с надписью «Фрам». Через 2 дня двинулись в обратный путь. Каждые три дня убивали по собаке, пока не дошли до ближайшего продовольственного склада. 26 января 1912 г. группа Амундсена благополучно вернулась на базу, пробыв в пути 99 дней и преодолев 2800 км в оба конца. По дороге были открыты горы Королевы Мод высотой 4,5 тыс. м, ледник Аксел-Хей-берг, названный в честь покровителя экспедиции, давшего значительную сумму денег на ее организацию, и др. Именами Нансена и его дочери Лив были названы горная вершина и еще один открытый экспедицией ледник. По возвращении на родину Амундсен немедленно отправился к Нансену. Конечно, он был смущен, но прославленный соотечественник сразу же поздравил Руала с блестящей победой. Позже он выступил в прессе со статьей в защиту Амундсена и призвал норвежцев помочь ему расплатиться с долгами и собрать средства для новой экспедиции, на этот раз действительно в Арктику. Уже в эти годы путешественник загорелся идеей изучения полярных областей с воздуха. В 1914 г. он приобрел биплан «Фарман», чтобы производить полеты над арктическими областями. Однако Первая мировая война помешала осуществлению планов, и Амундсен подарил самолет государству. Сразу после войны, использовав собственные средства, полученные от продажи удачно вложенных акций, Амундсен построил новое судно и назвал его в честь норвежской королевы «Мод». Летом 1918 г. оно вышло из Тром-се. Полярник решил реализовать давний замысел о дрейфе на Северный полюс от Чукотского моря. Попытка оказалась неудачной, причем беды следовали одна за другой: сначала Амундсен упал с трапа вниз головой и сломал плечевую кость; через несколько дней за ним погналась медведица и сильно ударила лапой в спину (спасло путешественника только то, что одна из собак отвлекла зверя); еще через некоторое время полярник отравился угарным газом. Потом по пути к Диксону без вести пропали двое участников экспедиции. Трижды перезимовав у северных берегов Евразии, экспедиция ни на йоту не приблизилась к цели путешествия и не смогла даже начать дрейф. В январе 1922 г. Амундсен вернулся в Норвегию, чтобы раздобыть денег для продолжения путешествия. Стортинг (парламент) выделил средства, но в результате девальвации деньги обесценились. Однако Амундсен не сдавался: читал лекции, собирал пожертвования. В результате в июне 1922 г. «Мод» вновь отправилась в плавание. По плану в Арктике ей предстояло провести 7 лет. На борту корабля находился самолет «Юнкере». Через некоторое время его перегрузили на шхуну. «Мод» отправилась к Чукотке, а Амундсен на шхуне пошел к северу, чтобы совершить полет к полюсу. При первой попытке, в мае 1923 г., машина вышла из строя. Во время второй попытки, 21 мая 1925 г., Амундсен вместе с известным полярником Л. Элсуортом на двух самолетах стартовал со Шпицбергена. И снова неудача: в 250 км от полюса пришлось совершить вынужденную посадку и в июне на одном самолете возвращаться обратно. Совершить перелет через полюс Амундсену удалось только 11 — 13 мая 1926 г. на дирижабле «Норвегия». В 1928 г. Амундсен, один из самых опытных полярников, испробовавший различные варианты полярных путешествий, активно подключился к поискам экспедиции Нобиле, потерпевшей крушение на дирижабле «Италия». На самолете «Латам» вместе с экипажем из четырех человек норвежец отправился в полет и 20 июня исчез в просторах Арктики. Поиски начались не сразу: все силы были брошены на спасение пассажиров «Италии». Только после вызволения участников экспедиции Нобиле на обследование возможных районов катастрофы были направлены норвежские, шведские, французские корабли, советский ледокол «Красин», спасший Нобиле и его людей. Но вскоре поступило сообщение, что у берегов Северной Норвегии возле маяка Торсвог обнаружен поплавок с «Латама», и норвежское правительство дало указание прекратить поиски. Ничего достоверного об обстоятельствах гибели экипажа «Латама» до сих пор неизвестно. Есть только различные предположения, часто противоречивые. О достижениях знаменитого норвежца в области открытий лучше всех сказал русский ученый-путешественник В. Ю. Визе: «Велики дела, совершенные Амундсеном. Он первым прошел северо-западным проходом. Он является единственным пока кругосветным мореплавателем, обогнувшим все берега Северного Ледовитого океана. Он совершил кругосветное плавание и в антарктических водах. Он первым вступил на Южный полюс. Он первый применил самолет и дирижабль для проникновения в Центральную Арктику. Он первый пролетел на дирижабле над Северным полюсом и пересек Ледовитый океан от берегов Европы до Аляски. Поистине чудесная жизнь». Перу Амундсена принадлежат многие сочинения, в том числе «К Северному магнитному полюсу и через северо западный проход», «Завоевание Южного полюса норвеж ской экспедицией на "Фраме"». 1910—1911», «По воздуху до 88 градуса северной широты», «На корабле "Мод"». Экспедиция вдоль северного побережья Азии», «Моя жизнь» и др. Все они, кроме автобиографии, существуют в рус ском переводе в Полном собрании сочинений путеше ственника, изданном в 1936—1939 гг. в Ленинграде. «Моя жизнь» вышла в 1959 г. в Москве. Имеются и другие издания.