Спонсоры:
Спонсоры:

Шопен Фридерик

image

(род. в 1810 г. — ум. в 1849 г.)

Польский композитор, пианист. Сочинения: свыше двухсот, в том числе два концерта; четыре пьесы для фортепиано с оркестром; фортепианное трио; соната для виолончели и фортепиано; Интродукция и полонез; Большой концертный дуэт для виолончели и фортепиано; сочинения для фортепиано, в их числе три сонаты, фантазия, баллады, четыре скерцо, четыре экспромта, 16 полонезов, около 60мазурок, 17вальсов, 21 ноктюрн, 27этюдов, 26 прелюдий, болеро, баркарола, колыбельная, рондо, несколько циклов вариаций; 17 песен.

Кому из любителей музыки не знакомы мазурки, полонезы, вальсы Фридерика Шопена, признанного «поэта фортепиано», одного из самых проникновенных лириков XIX века! Очарование его музыки невероятно. Шопену удавалось передать, казалось бы, едва уловимые, непереводимые на язык слов оттенки движений души. Все свои сокровенные мысли и чувства он поверял фортепиано, заставляя его звучать лирически мягко и певуче. Композитор открыл богатейшие возможности этого инструмента для «пения на клавишах», подтверждая характеристику, данную ему Листом: «Шопен! Нежный гений гармонии». Фридерик-Франтишек Шопен родился 1 марта 1810 г. в местечке Желязова Воля, близ Варшавы, в имении графа Скарбека, где его отец, Николай Шопен, по происхождению француз, служил домашним учителем. Именно в Желязовой Воле отец будущего композитора познакомился с молодой полькой, служившей в доме графини, Юстианой Кжижановской, которая и стала его женой. Вскоре после рождения Фридерика семья переехала в Варшаву, где Николай Шопен получил место преподавателя лицея. В столице прошли детство и юность будущего величайшего польского музыканта. Музыкальная одаренность Шопена проявилась очень рано. В пятилетнем возрасте он уже играл несложные пьесы, разученные под руководством сестры Людвики, которая была старше своего ученика всего на три года. С шести лет юный Фредерик начал брать уроки фортепианной игры у чешского музыканта Войцеха Живного, считавшегося одним из лучших преподавателей музыки в Варшаве. О необычайном таланте юного ученика Живного, его виртуозной игре вскоре заговорили в среде знакомых семьи Шопен, а затем и во всей культурной Варшаве. Уже в восемь лет мальчик впервые выступает в публичном концерте во дворце Радзивиллов, устроенном благотворительным обществом. Первое дошедшее до нас сочинение Шопена — небольшой фортепианный полонез соль-минор, написанный им в семилетнем возрасте. Любопытно, что в том же, 1817 году полонез был издан. А к двенадцати годам Шопен становится одним из лучших пианистов среди варшавских музыкантов. Музыкальный талант мальчика развивался так быстро, что Живный понял, что уже ничего не может дать своему ученику, и отказался от занятий с юным виртуозом. С этого времени своими успехами в фортепианной игре Шопен обязан лишь самому себе. Сомнения в музыкальном призвании Фридерика не было ни у кого. Николай и Юстиана Шопен прекрасно понимали, что их сын — на редкость одаренный музыкант, и их родительский долг — дать ему хорошее музыкальное образование. Потому по окончании варшавского лицея, в 1826 г. Фридерик поступил в Высшую школу музыки, которая в то время считалась одной из лучших в Европе. Музыкальное воспитание Шопена взял на себя руководитель этого заведения Юзеф Эльснер, виднейший польский композитор и авторитетный педагог. Он поставил перед собой задачу: сохранить и развить национальную самобытность и исполнительское мастерство своего ученика и успешно справился с этим. В 1829 г., после окончания Высшей музыкальной школы, девятнадцатилетний Шопен начинает самостоятельную артистическую карьеру, которая отныне неизменно пребывает в центре внимания варшавского музыкального мира. Как писала одна из столичных газет, «судьба наградила поляков Шопеном, как немцев Моцартом». И хотя его творчество в ту пору еще не достигло зрелости, но лучшие сочинения музыканта давали все основания для такого сравнения. Достаточно сказать, что в последний год жизни на родине он уже был автором двух концертов для фортепиано с оркестром, которые до сих пор входят в репертуар многих знаменитых пианистов. Об одном из этих концертов, e-moll, говорил много лет спустя Шопен: «Концерт сочинял я в счастливые дни». И действительно, в пьесах, созданных композитором на родине, нет мрачных, трагических настроений, которые так часто можно встретить в его произведениях следующих лет. В начале ноября 1830 г. Шопен уезжает из Польши в артистическую поездку. Делает он это неохотно, как будто чувствует, что надолго покидает родину. Ему жаль расставаться с родными, друзьями и особенно с юной певицей Констанцией Гладковской — первым серьезным увлечением. С ее именем были связаны многие сочинения Шопена варшавских лет, в частности одна из лучших песен — «Желание» («Если б солнышком я был»).

Читать дальше