Спонсоры:
Спонсоры:

Шопен Фридерик

Итак, композитор покинул родину. Первой его остановкой была Вена. Вскоре после того как Шопен обосновался в австрийской столице, в Варшаве вспыхнуло национально-освободительное восстание. Узнав об этом, Шопен решил немедленно выехать в Варшаву, полагая, что в эти исторические дни его место на родине. Но его планы нарушило полученное накануне отъезда письмо от отца. Тот, предвидя решение сына, настаивал, чтобы Фридерик остался за границей и служил отечеству лишь искусством. О том же просили и жившие в Вене поляки. Шопен вынужден был подчиниться, но с этого времени он уже не прежний, беззаботный жизнерадостный юноша. Молодой композитор внимательно следит за развитием событий, с постоянной тревогой думает о близких ему людях. Именно в эти исторические дни в его музыку проникают новые образы, новые чувства и мысли. Шопен создает свои первые зрелые сочинения, среди них — гениальное первое скерцо (h-moll), полное смутной тревоги и волнения. Проведя несколько месяцев в Вене, Шопен выехал во Францию. По дороге, в Штутгарте, он получил известие о разгроме польского восстания и о капитуляции Варшавы. Фридерик был потрясен таким трагическим исходом. Под впечатлением от полученных известий он создает свой знаменитый этюд (c-moll). Гнев и отчаяние, страстный и гордый протест, призыв к борьбе и уверенность в лучшем будущем — все это можно услышать в c-moll этюде, который по праву получил название Революционного. В сентябре 1831 г. Шопен приехал в Париж, где ему суждено было провести последние восемнадцать лет своей жизни. Париж 30—40 гг. XIX ст. считался крупнейшим культурным центром Западной Европы. Здесь жили и работали лучшие представители французской литературы и искусства — Бальзак, Гюго, Берлиоз, Делакруа, Жорж Санд. Но в не меньшей мере Париж тридцатых годов обязан своей славой иностранцам: Гейне, Мицкевичу, Россини, Мейерберу, Листу. В 1831 г. этот перечень пополнился еще одним блестящим именем — польским музыкантом Фридериком Шопеном. Он приехал в «столицу мира», как называли тогда Париж, молодым человеком двадцати одного года, почти юношей. Но этот юноша был уже автором двух концертов, нескольких мазурок, вальсов, прелюдий, этюдов, ноктюрнов и, наконец, первой баллады. Другими словами, это был уже сложившийся композитор, нашедший свой самостоятельный путь в искусстве. Первый концерт в Париже Шопен дал вскоре после приезда во Францию. По словам одного из его друзей, он «принес Фридерику большое имя и не слишком много денег», которые иссякли так же быстро, как и скромная сумма, полученная от отца. Шопен оказался в настолько трудном положении, что одно время даже собирался покинуть Париж. Однако слава виртуоза-пианиста дала ему возможность получить хорошо оплачиваемые уроки. До последних лет жизни он вынужден был преподавать фортепианную игру — давать уроки, главным образом — любительницам из состоятельных семей. Этот утомительный труд длился ежедневно по пять, а то и по семь часов. И только немногие летние месяцы Шопен мог полностью посвящать творческой работе. Несмотря на огромный успех своих концертов, появлялся перед публикой композитор очень редко. Играть ему приходилось в основном в аристократических семействах, где он давал уроки фортепианной игры. Современники оставили немало свидетельств, дающих представление о живом облике великого польского музыканта. Так, Лист в своей книге о Шопене писал: «Взгляд его голубых глаз высказывал скорее остроту ума, нежели мечтательность...» Об остром и сильном уме Фридерика вспоминают и другие современники. «Человек, исключительный по сердцу, об уме и говорить не приходится», — записал в своем дневнике его друг, знаменитый художник Делакруа. Все, знавшие Шопена, ценили его тонкое остроумие. Его шутки, полные юмора, подчас саркастические, быстро облетали весь культурный Париж. Нельзя не упомянуть и о широком кругозоре Шопена. Он был постоянным посетителем концертов, оперы, драматического театра, его интересовали и литература, и искусство, и достижения науки. Естественно, такая личность не могла не притягивать к себе людей. Достаточно сказать, что в Париже Шопен за короткий период сблизился с виднейшими представителями литературы и искусства, жившими в то время во французской столице. Среди них были Лист, Гейне, Бальзак, Мицкевич, Беллини, Полина Виар-до. И все же одно имя стоит выделить особо: имя знаменитой французской писательницы Авроры Дюпен, выступавшей в печати под псевдонимом Жорж Санд, с которой Шопена познакомил Лист по ее просьбе в 1836 г. Ко времени их знакомства Жорж Санд исполнилось 32 года (Шопен был на шесть лет моложе). Она уже была автором нескольких романов, в том числе и нашумевшей «Лелии». Надо сказать, что в личной жизни Шопену не очень-то везло. В середине 1830-х годов он увлекся юной соотечественницей Марией Водзинской. Чувство его не осталось безответным, но аристократические родители Марии не согласились на брак дочери с музыкантом без прочного будущего.

Читать дальше