Спонсоры:
Спонсоры:

Шопенгауэр Артур

В январе 1805 г. Артур, окончив гимназию, по желанию отца поступил в торговую контору гамбургского коммерсанта и сенатора Иениша. Но через несколько месяцев Генрих-Флорис неожиданно умер в результате несчастного случая. Смерть отца была воспринята семнадцатилетним Артуром как личная трагедия. Через много лет во втором издании знаменитого труда «Мир как воля и представление» появилось посвящение отцу, в котором были такие строки: «Пусть же всякий, кто в моем творении найдет для себя радость, утешение и поучение, услышит твое имя и узнает, что если бы Генрих-Флорис Шопенгауэр был не тем человеком, каким он был в действительности, то Артур Шопенгауэр успел бы сто раз погибнуть. Итак, да сделает моя благодарность то единственное, что в состоянии сделать для тебя я, которого ты создал: да разнесется имя твое так далеко, как только в состоянии будет разнестись мое имя». Потрясенный кончиной отца, Артур из уважения к памяти покойного родителя некоторое время еще продолжал работать в торговой конторе. Но рядом с бухгалтерскими книгами на его столе всегда лежала и философская литература. Наконец мать сжалилась над сыном, предоставив ему полную свободу действий в выборе жизненного пути. Артур переселился в Веймар, чтобы подготовиться к поступлению в университет. Тем временем фрау Шопенгауэр, ставшая к тому времени довольно известной писательницей, открыла литературный салон. В ее доме часто бывали такие знаменитости, как Гете, Виланд Гримм, братья Шеллинги. В 1809 г. Шопенгауэр поступил в Геттингенский университет. Сначала он записался на медицинский факультет, но затем, увлекшись Кантом и Платоном, перешел на философский. Будучи по характеру человеком замкнутым, Артур никогда не принимал участия в шумной студенческой жизни, и круг его знакомств ограничивался лишь несколькими близкими по духу студентами. Его кумиром стал отнюдь не Наполеон, бывший тогда в зените славы, а великий Гете, который при знакомстве с Артуром в салоне матери благосклонно отнесся к молодому философу. С тех пор благоговение перед поэтом сохранялось у Шопенгауэра до конца жизни. В 1811 г. Шопенгауэр переехал в Берлин, куда его привлекла высокая философская репутация Фихте. Помимо философии, Артур продолжал усердно изучать естественные науки — физику, химию, астрономию, физиологию, анатомию, уделяя в то же время серьезное внимание классическим языкам. Правда, смутные времена не особенно способствовали научным занятиям. Чтобы быть подальше от шумных военно-политических кампаний, Шопенгауэр переехал в Саксонию, где невдалеке от городка Рудоль-штадта начал составлять план сочинения «О четверояком корне закона достаточного основания». В начале октября 1812 г. Йенский университет на основании присланной Шопенгауэром диссертации заочно объявил соискателя доктором философии. Зиму 24-летний Шопенгауэр провел в Веймаре, где окончательно обозначились его разногласия с матерью. Надо отметить, что еще в юности в характере Артура развились задатки пессимизма, которые наложили отпечаток на его жизнь и философские взгляды. Кроме того, ему были свойственны и другие черты, не встречавшие понимания у родных, — вера в свою непогрешимость, угрюмость, замкнутость, мания величия. Не последнюю роль здесь сыграли врожденные расстройства нервной системы. Однако можно лишь сожалеть, что рядом с Шопенгауэром не оказалось ни одного близкого человека, который бы понял особенности его душевного состояния и поддержал его. Не стала ему другом и сестра Адель, которая по характеру и поведению была полной противоположностью брату. В те же 1810-е годы могла решиться и личная жизнь Артура. Он познакомился с известной в то время актрисой Ягеман и серьезно ею увлекся. Были даже определенные виды на женитьбу. Но этим намерениям не суждено было сбыться. По-видимому, в силу своего характера Шопенгауэр так и не решился связать свою судьбу пусть даже и с понравившейся ему женщиной. Как не решился и в дальнейшем обзавестись семьей, оставшись до конца жизни холостяком. Весной 1814 г. Шопенгауэр переехал из Веймара в Дрезден. Здесь он написал свое главное сочинение «Мир как воля и представление», появившееся на книжных прилавках города в 1818г. К сожалению, судьба первого издания этой книги оказалась плачевной. Из восьмисот экземпляров за полтора года было продано всего сто. Оставив в книжных лавках еще несколько десятков экземпляров, издатели вынуждены были остальные превратить в макулатуру. Собственно, с книгой Шопенгауэра произошло то же, что и с некоторыми другими великими сочинениями: они обретали славу с годами, а становились бессмертными чаше всего после кончины их создателя. Чем же удивлял философ своих современников и что актуального можно найти в его творениях сегодня? Главное положение в философии Шопенгауэра о том, что воля представляет собой образ абсолютного, родилось под влиянием Канта и Фихте. Теорией идей, или «ступенями волевого феномена», Шопенгауэр обязан Платону, а общим, трезво-пессимистическим взглядом на мир — буддизму. Так родился жизненный идеал философа — буддийский отшельник, ищущий истину в созерцании. По мнению Шопенгауэра, мир является таким, каким мы его себе представляем. Следует только различать «мир в себе», независимый от чувств (о нем судить невозможно), и тот, который мы видим и познаем, то есть феноменальный. Следовательно, существует два мира. Один — как представление, другой отделен от него непреодолимой границей. Это мир реальностей, мир-воля. В первом царит причинность, то есть все, что относится к пространству и времени. Второй мир не связан с этими категориями, он свободен от пределов и никем не создан. По Шопенгауэру, провести различия между этими двумя мирами — первая задача философа. Труд немецкого мыслителя так и начинается: «Мир — мое представление». Как считал Шопенгауэр, все, что мы видим, — нам только кажется реальным. Если бы человек был устроен по-другому, ему все представлялось бы совершенно иным. И вот то, чего мы не видим, не постигаем и не относим к представлению, — и есть воля. Но не та житейская воля, присущая каждой личности, а сущность скрытого бытия. Воля — это «абсолютное хотение, не имеющее ни причины, ни основания». Казалось бы, из такого туманного определения трудно извлечь какое-нибудь конкретное следствие. Но Шопенгауэр так не считал. Он уверенно заявлял, что его философские положения способны изменить сам способ мышления и привести человека к переосмыслению жизненной позиции. И далее философ приводил в пример музыку как образец чистой гармонии. Она не связана с реальностью, а имеет отношение к интуиции и мистике. В качестве абсолютных элементов у Шопенгауэра выступали интуиция, созерцание, рефлекс. Они, по его мнению, являются духовно-художественным опытом человечества, именуемым «воплощенной музыкой». Тот, кто способен дать музыке полное определение, в состоянии выразить и суть философии. Это означало, что рационализм* следовало заменить другими компонентами культуры. Способность различать понятия воли и познания составляет важнейшую особенность философии Шопенгауэра. Он двигался не от бытия к человеку, а от человека к бытию. По мнению философа, воля многолика и вездесуща, она проявляется во всяком стремлении и желании. Верхушка дерева тянется к свету, а корень ишет влагу. Гриб выталкивает камень, а цветок пробивается сквозь асфальт. Животное ищет пищу, а человек стремится к прекрасному или самореализации. Все это проявления воли.

Читать дальше