Спонсоры:
Спонсоры:

Штраус Иоганн (сын)

Одна из первых больших творческих удач, которыми так богата биография Штрауса, совпала с его тридцатилетием. Летом 1854 г. он заключил контракт с дирекцией русской железнодорожной компании, владевшей пригородной линией, связывавшей Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском, обязавшись ежегодно, с мая по сентябрь, дирижировать собственным оркестром в роскошном Павловском вокзале и в парке, где располагались дворцы царя и великого князя Константина. 18 мая 1856 г. Штраус открыл свой первый сезон в России и сразу же своими вальсами и польками покорил публику, среди которой были и члены императорской семьи. В общей сложности композитор провел в России с перерывами десять лет. Молодой, талантливый австриец, обласканный публикой и царским двором, пережил здесь немало любовных увлечений, посвящая очередной пассии вальсы, мазурки, польки. Но среди всех этих романов один стоит выделить особо. Летом 1858 г. во время одной из прогулок Штрауса познакомили с 22-летней Ольгой Смирнитской. Она была хороша собой, стройна, с выразительными черными глазами, пышными шелковистыми кудрями. Была в ней и внутренняя красота, непосредственность, удивительное сочетание внутренней серьезности и девичьей шаловливости, что сразу же покорило сердце маэстро. Вскоре их отношения переросли в горячую и искреннюю любовь. Увы, мать Ольги была против их связи. Она и представить себе не могла, что ее дочь, богатая дворянка, выйдет замуж за безродного музыканта. Властная и непреклонная госпожа Смирнитская потребовала у Штрауса прекращения встреч и переписки, композитор был даже вынужден возвратить все до единого письма своей возлюбленной. Штраус тяжело пережил разрыв с Ольгой, ставшей для него воплощением добрых, чистых идеалов. Летом 1859 г. он посвятил любимой очаровательные польки-мазурки «Проказница» и «Кобольд». Супружеское счастье Иоганн обрел с Генриеттой (Етти) Треффц, женившись на ней в августе 1862 г. Бывшая актриса, она была старше своего мужа на семь лет. До встречи со Штраусом Етти вела довольно беспорядочный образ жизни, в результате чего имела семерых детей. Она стала для Штрауса не только возлюбленной, но и музой, деловой советчицей, секретаршей, сиделкой, нянькой. Вся их семейная жизнь была построена только исходя из желаний и прихотей Жана, как называла своего мужа Етти. С Етти Штраус обрел еще большую свободу и вдохновение. В это время он создал свои танцевальные шедевры, среди которых — вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Венская кровь», «Жизнь артиста» и др. Благодаря Штраусу венский вальс из тесных танцевальных залов казино и ресторанов вышел на мировую эстраду, стал исполняться выдающимися дирижерами в симфонических оркестрах.

Читать дальше