Спонсоры:
Спонсоры:

Штраус Иоганн (сын)

В 1870 г. Штраус, отказавшись от должности «дирижера придворных балов», решил испробовать свои силы в оперетте. Как считают музыковеды, к этому жанру он обратился под влиянием растущей популярности французского композитора Жака Оффенбаха. За первыми опытами — «Индиго и сорок разбойников» (1871 г.) и «Римский карнавал» (1873 г.) — последовала оперетта «Летучая мышь», написанная всего за полтора месяца. Ее премьера состоялась в апреле 1874 г. в «Театре андер-Вин», и с тех пор она не сходит с театральных подмостков, а мелодий из нее звучат по всему миру. Отказ от придворного дирижирования не помешал Штраусу гастролировать по всему свету. Со своим оркестром он выступал в Париже и Лондоне, Нью-Йорке и Бостоне, Санкт-Петербурге и Москве. Эту счастливую полосу жизни прервала в 1878 г. неожиданная смерть Генриетты. Трудно словами описать состояние композитора после ее кончины: он потерял не только жену, но и жизненную опору. И каково же было изумление друзей и знакомых, когда они узнали, что лишь спустя месяц после ее смерти Иоганн женился! Причем его избранницей снова стала актриса, молодая немецкая певица Ангелика Дитрих, женщина очень эффектная и весьма многоопытная в любовных интригах. Этот брак закончился тем, что вскоре она оставила стареющего композитора, уехав с его другом Штейнером. Тяжело пережив разрыв с Ангеликой, Иоганн с новой энергией принялся за сочинительство. Новый успех ему принесла оперетта «Кружевной платок королевы». Премьера ее состоялась 1 октября 1880 г., и «Театр ан-дер-Вин» получил такой сбор, какого не имел в течение многих лет. Впрочем, оперетта шла недолго, и вскоре ее партитура навсегда исчезла с дирижерского пульта. Зато лучшие мелодии этого произведения вошли впоследствии в один из самых популярных вальсов Штрауса «Розы Юга». Ко времени создания «Ночи в Венеции» (1883 г.) относится увлечение композитора Аделью Штраус, молодой вдовой его давнего приятеля и однофамильца. Адель часто бывала в доме композитора еще при жизни его первой жены. Вскоре они поженились, и на этот раз Иоганн не ошибся в своем выборе — Адель оказалась чуткой и преданной женой, ее общество любили и высоко ценили друзья Штрауса. После оперетты «Ночи в Венеции» Штраус пишет своего «Цыганского барона». Премьера этой оперетты состоялась накануне шестидесятилетия композитора — 24 октября 1885 г. и стала для венцев настоящим праздником, после чего началось ее триумфальное шествие по всем крупным театрам Германии и Австрии. Как отмечал Брамс, «после "Волшебной флейты" Моцарта ни один музыкант не достиг в области комической оперы тех высот, до которых поднялся Штраус». Но композитору уже и этого было мало, он решил одолеть еще один Олимп, на сей раз оперный. От этой затеи его не без труда отговорил тот же Брамс и, пожалуй, был прав. Но с другой стороны, можно понять и Штрауса — как настоящий художник он не мог не искать для себя новых путей, новых точек приложения своего недюжинного таланта. Последние годы жизни композитор провел уединенно, живя в своем роскошном особняке, лишь изредка играя с друзьями в бильярд. По случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» его уговорили дирижировать увертюрой. Это выступление оказалось для него роковым — он заболел двусторонним воспалением легких. Так и не оправившись от болезни, Иоганн Штраус скончался 3 июня 1899 г. В последний путь композитора провожала вся Вена. Его похоронили на венском Центральном кладбище рядом с могилой Брамса и напротив могилы Шуберта. Как известно, время все расставляет на свои места. Почетное место на музыкальном пьедестале нашлось и для Иоганна Штрауса, о котором другой гений оперетты, Имре Кальман, сказал: «Великие композиторы всегда имели и будут иметь своих почитателей и поклонников, но наряду с ними должны также существовать и театральные композиторы, которые, не гнушаясь, писали бы легкую, веселую, остроумную, красиво принаряженную, приятно звучащую музыкальную мелодию, классическим представителем которой был Иоганн Штраус».