Спонсоры:
Библиотека киноискусства. eisenstein.ru Советую хороший сайт.
Спонсоры:

Эйзенштейн Сергей Михайлович

image

(род. в 1898 г. — ум. в 1948 г.)

Советский режиссер театра и кино, художник, теоретик искусства, педагог. Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии СССР. Создал новый метод — «монтаж аттракционов», разработал теорию «интеллектуального кино». Поставил: киноэпопею «Броненосец "Потемкин "», фильмы «Октябрь», «Александр Невский», «Иван Грозный» и др.

Если оценивать вклад русской культуры XX века в общемировую, то в области кино фигурой номер один, конечно, является Сергей Эйзенштейн. Во всем мире его знают как создателя легендарной картины «Броненосец "Потемкин"», признанной в 1958 г. экспертным международным жюри лучшим фильмом всех времен и народов и неизменно присутствующим с тех пор во всех подобных рейтингах. По словам Виктора Шкловского, С. М. Эйзенштейн был «героем нашего времени, который прославил искусство кино, стал классиком кино». 1998 год был объявлен ЮНЕСКО «годом Эйзенштейна», что стало еще одним свидетельством международного признания вклада советского режиссера в развитие мировой культуры. Сергей Михайлович Эйзенштейн родился 10 января 1898 г. в Риге в семье главного городского архитектора. Мальчик получил хорошее образование, знал английский, немецкий и французский языки, много читал, увлекался рисованием и фотографией. Кроме того, ему нравилось бывать в театре и цирке, а потом устраивать представления дома. К этим домашним театральным опытам Сергей сам писал сценарии и рисовал декорации. Отец не разделял «несерьезных» увлечений сына и заставил его по окончании Рижского реального училища в 1915 г. поступить в Петроградский институт гражданских инженеров. Вскоре произошла Февральская революция, а за ней и Октябрьская. Эйзенштейн писал в автобиографии: «Если бы не революция, то я бы никогда не расколотил традиции — от отца к сыну — в инженеры... Революция дала мне в жизни самое для меня дорогое — это она сделала меня художником». Весной 1917 г. Сергей был призван на военную службу и зачислен в школу прапорщиков, а после ее расформирования перед юношей стала проблема выбора дальнейшего пути. Можно было вернуться на третий курс института, уехать к отцу в буржуазную Латвию или вступить в ряды Красной Армии. В марте 1918 г. он стал красноармейцем, участвовал в боях под Петроградом, строил укрепления под Нарвой и на реке Луге, а в сентябре выехал с эшелоном на северо-восточный фронт. В перерывах между боями Эйзенштейн оформлял и ставил самодеятельные спектакли, рисовал плакаты, но главная творческая работа была впереди. В августе 1920 г. молодой красноармеец получил назначение на курсы переводчиков Академии Генштаба, но по прибытии в Москву оказался в молодежном театре «Пролеткульт», куда его приняли на должность художника-постановщика. Появившись там впервые, Сергей заявил, что готов писать декорации, ставить спектакли, но будет это делать лишь для того, чтобы «лучше узнать театр, а потом разрушить его». С этой же целью он стал учеником Государственных высших режиссерских мастерских, которыми руководил В. Мейерхольд, пропагандировавший экспериментальный театр. Здесь юноша познакомился и сблизился с поэтом В. Маяковским, художником В. Татлиным и другими «левыми» представителями художественных группировок. Вскоре Эйзенштейн превзошел своих учителей, поставив по классической пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» авангардный спектакль «Мудрец» в виде серии эстрадных и цирковых номеров. Критики писали, что от пьесы остались «одни обломки», сохранились лишь фамилии действующих лиц, несколько реплик и отдельные сюжетные ходы. Кроме этого, он поставил спектакли «Мексиканец», «Слышишь, Москва», «Противогазы», а также опубликовал в журнале «Леф» статью «Монтаж аттракционов», в которой излагал свои взгляды на современное искусство. В ней молодой режиссер отрицал традиционное театральное действие и провозглашал новый принцип его организации, основанной на «свободном монтаже произвольно выбранных, самостоятельных... воздействий (аттракционов)». Под аттракционом он понимал «сильное, ударное воздействие на психологию зрителя, направляющее его мысли и чувства в необходимом художнику направлении».

Читать дальше