Спонсоры:
Спонсоры:

Эль Греко

Настоящее имя — Доменико Теотокопули (Доменикос Теотокопулос)

image

(род. в 1541 г. — ум. в 1614 г.)

Выдающийся испанский живописец, грек по происхождению, большой мастер портрета, скульптор, автор религиозных, аллегорических и жанровых картин.

«Этот особенный мастер шел всегда одиноко по своему пути», — писал об Эль Греко в 1659 г. биограф многих живописцев Лесаро Диас дель Вале. Художник занял особое место в истории европейского искусства. Этот «мистический мечтатель, стремившийся проникнуть в неведомое», не до конца был понят своими современниками. Его творчество не нашло последователей и оказалось совершенно чуждым эстетическим идеалам следующих эпох. Эль Греко обвиняли в безумии, приписывали дефект зрения (астигматизм) и постепенно в справочниках по истории живописи перестали даже упоминать его имя. Искусство Эль Греко извлекли из тени забвения романтики. «Светом Толедо» назвал «забытого критца» Э. Мане. Необычайна была судьба этого художника, грека по национальности, сформировавшегося в Италии и достигшего вершин мастерства «в молчаливой и далекой Испании». Доменикос Теотокопулос (именно так на родном языке звучит его имя) родился в Канди — столице острова Крит, входящего в те времена в венецианские владения. Он вырос в небогатой католической семье. Художественное образование получил у местных иконописцев старой византийской школы. До 1566 г. юноша работал учителем живописи в родном городе. Вот и все, что известно о жизни Доменикоса за 25 лет. Затем он круто изменил свою судьбу и отправился в Венецию, где обучался у Тициана. Но героический гуманизм маэстро был чужд творческим исканиям молодого художника. Его вдохновляли динамичные полотна Тинторетто, у которого он заимствовал манеру писать фигуры и строить композиции на основе восковых моделей и «кукольных сцен». Строгая иконописная выучка в сочетании с венецианским колоритом и чертами внутреннего возбуждения, свойственными лучшим образцам зарождающегося маньеризма, станут впоследствии отличительной особенностью художественной манеры «Грека, ученика Тициана» («Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из Храма»). В 1570 г. Эль Греко (итальяно-испанское прозвище художника) приехал в Рим, где остановился у миниатюриста Джулио Кловио, портрет которого стал одним из самых реалистических образцов в его творчестве. В Вечном городе художник быстро завоевал широкую известность, получил заказы от могущественного клана Фарнезе, был принят в Академию Св. Луки. Здесь он создал новый вариант «Изгнания торгующих из Храма», а также «Оплакивание Христа», «Благовещенье», «Портрет Винченцо Анастаджи» и неотразимый жанровый образ «Мальчик, раздувающий лучину». В этой картине Эль Греко впервые использовал эффект искусственного освещения, плотный живописный мазок и богатый светотеневой перелив. Казалось, что художник надолго обосновался в Риме, но в 1577 г. он неожиданно покидает Италию. Что послужило тому причиной, неизвестно. Возможно, разразившаяся в городе эпидемия чумы или заносчивость Эль Греко. Его итальянский биограф Манчини сообщает, что однажды при обсуждении достоинств «Страшного суда» Мике-ланджело художник якобы заявил, что «если бы эта фреска была сброшена на землю, то он смог бы сделать другую, более приличную и более благопристойную, не уступающую ей по живописи...» Это высказывание настроило против заносчивого грека «всех художников и знатоков».

Читать дальше