Спонсоры:
Спонсоры:

Эразм Роттердамский (Дезидерий-Эразм из Роттердама)

С конца 1490-х годов начались странствования Эразма по Европе. Помимо Англии и Франции, он побывал в Италии, Германии, Австрии и Швейцарии. И повсюду ему сопутствовала слава выдающегося ученого. С годами из трудолюбивого школяра он превратился в одного из самых культурных и образованных людей Европы. Классическая эрудиция Эразма была огромна. В течение многих лет он тщательно и любовно собирал драгоценные перлы античной мудрости, чтобы сделать их всеобщим достоянием. Так составился имевший огромную популярность сборник латинских и греческих пословиц, крылатых выражений, изречений и афоризмов «Адагии» («Пословицы»), снабженный остроумными комментариями. В 1500 г. этот сборник был опубликован в Париже, а при каждом последующем издании неизменно дополнялся новыми текстами. В последнем прижизненном издании 1536 г. их уже имелось более 4000. В 1505—1506 гг. Эразм находился в Лондоне, где встречался со старыми друзьями и познакомился с архиепископом Кентерберийским Уильямом Уорхэмом. Затем последовало путешествие в Италию и снова возвращение в Лондон. По пути в Англию была задумана и, скорее всего, проработана в деталях знаменитая сатира «Похвала Глупости». Эразм был великим книжником, однако обширные знания о мире черпал не только из фолиантов, но и непосредственно из самой жизни. Многое дали ему странствия по Европе и беседы с выдающимися личностями. Эразм не желал оставаться бесстрастным наблюдателем человеческих заблуждений, посему его голос всегда звучал страстно и убедительно, а остроумие служило намеченной цели. Кстати, замысел знаменитой «Похвалы Глупости» созрел у Эразма во время переезда из Италии в Англию, а написана она была в гостеприимном доме Томаса Мора, причем всего за одну неделю. Первопричину неустройства мира Эразм видел в человеческом неразумии, однако отверг зародившуюся в раннем Средневековье форму сатирико-дидактического поучения. Философ создал некий гротескный панегирик, следуя традиции Вергилия и Лукиана. Сама богиня Глупость по воле автора восходила на кафедру, чтобы прославить себя в диковинном панегирике. Обозрев обширное царство неразумия, она повсюду нашла своих почитателей. Тут и мнимые ученые, и неверные жены, лентяи и льстецы, астрологи и себялюбцы. Особенно резкой становится сатира Эразма, когда речь заходит о «сильных мира сего». С помощью богини Глупости он выводит на чистую воду высокомерных дворян, спесивых вельмож, жадных правителей, отнимающих у народа последние гроши. Достается от сатирика и священнослужителям. Пренебрегая простыми и понятными заветами Евангелия, князья католической церкви «соперничают с государями в пышности», а утопающие в роскоши папы римские ради защиты интересов церкви проливают христианскую кровь, благословляя мирян на религиозные войны. Не пощадил Эразм и официальное богословие, которое назвал «ядовитым растением». Высокопарные схоласты, цепляющиеся за теологические догмы, готовы любого, кто не согласен с их умозрением, объявить еретиком и поставить вне закона. Их проповеди — образец нелепости и безвкусицы; при помощи «вздорных выдумок» они стремятся подчинить смертных своей тирании. Эразм хорошо знал, что с давних времен существовал разрыв между гуманистическим идеалом и реальной жизнью. Потому-то он так страстно желал, чтобы люди как можно меньше заблуждались, чтобы мудрость побеждала, а неразумие отступало. Однако философ вовсе не хотел, чтобы на смену старому религиозному фанатизму пришел фанатизм новый. Реформация, начавшаяся с 95 тезисов Мартина Лютера, не принесла человеку духовной свободы, а породила новый догматизм*. Католическая церковь, используя неприятие Эразмом лютеровских тезисов, делала не одну попытку столкнуть двух великих мыслителей. Но Эразм остался верен своим христианским идеалам, предпочитая уклониться от травли, которой подвергся немецкий теолог и религиозный реформатор. В 1521 г. Эразм переехал в Базель, где прожил в тишине и покое восемь лет. К этому времени он уже давно был признанным лидером европейского гуманизма, пользовался огромной известностью и влиянием. Император Священной Римской империи и испанский король Карл V, его соперник, французский король Франциск I, английский король Генрих VIII, некоторые из пап римских, не говоря уже о менее значительных политических деятелях, искали внимания и поддержки Эразма (а папа Павел III даже предлагал кардинальскую мантию).

Читать дальше