Спонсоры:
Спонсоры:

Чайковский Петр Ильич

В мае 1859 г. Чайковский окончил Училище правоведения, получив чин титулярного советника и должность мелкого чиновника в Министерстве юстиции. Окунувшись в столичную светскую жизнь, он часто бывал в театре, развлекал друзей своими фортепианными импровизациями, даже сочинял романсы, которые сам же исполнял, обладая от природы небольшим, но приятного тембра баритоном. Воспоминания современников характеризуют его как «юношу приятного» — тактичного, воспитанного, остроумного и музыкального. Понимая, что хороший юрист из него не получится, Чайковский долго колебался, прежде чем решился изменить свою жизнь. В 1862 г. он поступил в недавно открывшуюся Санкт-Петербургскую консерваторию, которую возглавлял знаменитый пианист и композитор Антон Рубинштейн. Вера в свое призвание у Чайковского была так сильна, что однажды, несмотря на свою врожденную скромность, он сказал брату: «С Глинкой мне, может быть, не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной». Встреча с Антоном Рубинштейном сыграла исключительную роль в жизни Петра Ильича. Великий музыкант не просто заметил музыкальные способности своего ученика, но и безоговорочно признал их исключительными. В консерваторский период Чайковский создал свое первое крупное симфоническое произведение — увертюру «Гроза» по драме А. Островского. В этом далеко еще не совершенном сочинении уже просматриваются черты почти всего дальнейшего симфонического и оперного творчества композитора — вплоть до Шестой симфонии и «Пиковой дамы». А к выпускному экзамену, который состоялся в декабре 1865 г., молодой композитор сочинил кантату на слова оды Шиллера «К радости» для хора и оркестра. Экзаменационная комиссия присудила выпускнику серебряную медаль. После окончания консерватории Чайковский принял предложение известного пианиста и музыкального деятеля Николая Рубинштейна (брата Антона Рубинштейна) переехать в Москву и стать преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в только что организованных московских Музыкальных классах, в том же году преобразованных в консерваторию. В Москве Чайковский жил с 1866 по 1877 г. В этот период его деятельность была активной и разнообразной: он преподает в консерватории, пишет учебник по гармонии, выступает со статьями в газетах как музыкальный критик. Но, прежде всего, он без устали работает как композитор. В числе произведений этих лет — три симфонии, симфонические поэмы «Фатум», «Буря», увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», «Гамлет», фортепианные сочинения, два струнных квартета и целый ряд романсов. Тогда же созданы и первые оперы: «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Черевички» (в первой редакции «Кузнец Вакула»). «Воевода», «Опричник» и «Кузнец Вакула» были поставлены на оперной сцене, но они не принесли автору славы — вскоре их сняли с репертуара. Чайковский и сам не был доволен своими первыми операми: партитуры «Ундины» и «Воеводы» он уничтожил, а оперу «Кузнец Вакула» впоследствии серьезно переработал, переименовав ее в «Черевички». Вскоре после переезда в Москву композитор написал свою Первую симфонию («Зимние грезы»), в которой запечатлены не только бескрайние заснеженные просторы России, но и душевные переживания человека, настроения путника, погруженного в себя во время бесконечно долгой дороги. Первая симфония не сразу получила одобрение друзей и учителей Чайковского. Антон Рубинштейн отнесся к ней весьма критически и рекомендовал ряд эпизодов переработать. В 1868 г. симфония, уже в новой редакции, была с большим успехом исполнена в Москве оркестром под управлением Николая Рубинштейна. Вторую симфонию, написанную в 1892 г., часто называют «Украинской», так как в ней композитор использовал украинские народные мелодии (в частности, ее финал основан на украинской народной песне «Журавель»). С Украиной связано и создание одного из самых вдохновенных сочинений Чайковского — Первого концерта для фортепиано с оркестром, ставшего популярным во всем мире. Композитор начал писать его в конце 1894 г., сразу после возвращения в Москву с Украины, где он гостил в селе Каменка Киевской губернии у своей сестры, Александры Ильиничны. Украинские народные мелодии положены в основу первой части и финала концерта. Это произведение сразу получило широкую известность. Оно звучало в исполнении выдающихся пианистов не только в Петербурге и в Москве, но и во многих городах Европы и Северной Америки. 1870-е годы вообще были очень плодотворным периодом в творчестве Чайковского. Кроме упомянутых произведений, он написал ряд оркестровых сочинений, романсов, инструментальных пьес, музыку к пьесе А. Островского «Снегурочка». В 1876 г. был закончен балет «Лебединое озеро», который вызвал неоднозначные оценки. Одни упрекали композитора в бедности творческой фантазии, однообразии тем и мелодий, другие же, наоборот, считали, что музыка прекрасна и даже слишком хороша для балета. Тем не менее, премьера «Лебединого озера», состоявшаяся в феврале 1877 г. в московском Большом театре прошла с успехом, и спектакль оставался в репертуаре еще шесть лет. Ныне этот балет признан во всем мире классическим, став своеобразной визитной карточкой высокого балетного искусства.

Читать дальше