Спонсоры:
Спонсоры:

Чайковский Петр Ильич

Несмотря на относительные неудачи создания опер, Чайковский не оставлял мысли о продолжении работы в этом жанре. После написания «Лебединого озера» у него впервые зародился замысел «Евгения Онегина» — оперы, ставшей впоследствии одной из лучших в мировом классическом наследии. Создание ее совпало для композитора со сложным моментом его жизни. Летом 1877 г. 37-летний Чайковский женился на одной из своих студенток, 16-летней Антонине Милюковой, весьма экзальтированной особе, которая буквально изводила своего учителя признаниями в любви и страсти. Последствия этого брака, который длился всего несколько месяцев, оказались ужасными. Настойчивые сексуальные притязания жены привели Чайковского к попытке самоубийства, и уже осенью того же 1877 г. брак был расторгнут. До самой смерти композитор материально обеспечивал Милюкову, правда, ни разу с ней больше не встречался. Антонина Милюкова пережила своего мужа более чем на двадцать лет, скончавшись в 1917 г. Последние два десятилетия своей жизни она провела в приюте для умалишенных. Моральное состояние Чайковского было крайне угнетенным, здоровье внушало серьезные опасения и врачи рекомендовали ему лечение за границей. В это трудное время ему на помощь пришли друзья — Николай Рубинштейн и Надежда фон Мекк, вдова, обладательница огромного состояния, страстная поклонница музыки композитора. Рубинштейн сохранял за Чайковским его консерваторское жалованье, а Надежда Филаретовна оказывала ему материальную поддержку в течение тринадцати лет. С нею Петр Ильич был знаком только по переписке, которая началась в 1876 г. и затем привела к многолетней дружбе. Надежда Филаретовна назначила Чайковскому ежегодную денежную субсидию, что позволило ему прекратить работу в консерватории, пройти полный курс лечения в Италии и Швейцарии и спокойно заниматься творческой работой. В Россию Чайковский вернулся в 1878 году. Тогда же была закончена опера «Евгений Онегин», ознаменовавшая собой новый этап в развитии русской оперной музыки. Эту оперу Чайковский скромно назвал «лирическими сценами». Она была поставлена в 1879 г. силами студентов Московской консерватории, а в 1884 г. — в Петербургском и Киевском оперных театрах. Очень скоро «Евгений Онегин» завоевал сцены почти всех русских театров. Имя Чайковского становится одним из самых популярных в России. Почти одновременно с «Евгением Онегиным» композитор написал Четвертую симфонию, которую посвятил Надежде фон Мекк. Тогда же были созданы оперы «Орлеанская дева», «Мазепа» и «Чародейка». 1880-е и начало 1890-х годов стали временем творческой зрелости Чайковского и его европейской известности. В этот период Петр Ильич много путешествовал — он долгое время жил в Западной Европе и побывал в Америке. Его авторские концерты в разных городах России и за рубежом неизменно проходили с огромным успехом. Авторитет Чайковского приобрел международное значение. В 1893 г. в Англии ему была присуждена степень доктора Кембриджского университета. В это время композитор написал свои лучшие произведения, среди которых Пятая и Шестая симфонии, оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Шестая симфония (Патетическая), созданная в 1893 г., стала последним творением великого композитора. В ней трагедийная линия симфонизма Чайковского достигла кульминации. Музыка ее отличается предельной эмоциональной насыщенностью, остротой контрастов и яркой реалистичностью. Шестая симфония — это трагическое повествование о жизни человека, полной суровой борьбы, радостных взлетов и тяжелых разочарований. Впервые Шестая симфония была исполнена под управлением автора 16 октября 1893 г. в Петербурге. Это было последнее выступление великого композитора. 25 октября Петр Ильич Чайковский скончался в Петербурге. Он похоронен в Александре-Невской лавре.