Спонсоры:
Спонсоры:

Шаляпин Федор Иванович

image

(род. в 1873 г. — ум. в 1938 г.)

Легенда русской оперной сцены, Певец-самоучка, репертуар которого включал около 70 басовых оперных партий и do 400 песен, романсов и других жанров камерно-вокальной музыки. Создал своеобразный «театр романса», привнеся в свое исполнение элемент театральности. Оперный режиссер («Дон Кихот» Массне, «Хованщина» Мусоргского). Снимался в кино («Иван Грозный», «Дон Кихот»). Скульптур, художник, график. Написал автобиографию «Страницы из моей жизни» и книгу «Маска и душа».

Владимир Немирович-Данченко в своих воспоминаниях писал: «Про Шаляпина кто-то сказал: когда Бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем». И этот день, 13 февраля 1873 г., навсегда вошел в историю русской и мировой оперной сцены. Будущий великий певец родился в крестьянской семье в Лагунов-ском уезде Вятской губернии. Уже на следующий день ребенка крестили, поскольку родители Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна опасались, что он может умереть в младенчестве. Денежные дела у семьи не ладились, жили впроголодь, к тому же отец любил выпить. Он работал помощником писаря в селе Ильинском в 10 верстах от Ключей, где жила его семья, и только периодически навещал ее. Евдокия Михайловна для приработка устроилась кормилицей в богатую семью Чириковых и выкормила грудью своего Федю и хозяйского сына Модеста. А через год Шаляпины переехали в Казань. Несмотря на то что их материальное положение было катастрофическим, родители старались обучить сына грамоте и ремеслу, в надежде перевести его со временем в другое сословие. В шестом городском начальном училище Федор проучился недолго. Его любимым учителем стал Николай Васильевич Башмаков, беззаветно любивший музыку, особенно пение. Эту любовь он стремился передать и ученикам. Шаляпин на всю жизнь сохранил дружбу со своим учителем и позже, приезжая в Казань, непременно встречался с ним. Первые музыкальные впечатления Федя получил от пения матери и уже в детском возрасте, обладая красивым дискантом, часто подпевал ей, «подлаживая голоса». С восьми лет он уже пел в старинной церкви Св. Варлаама в Казани, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден был работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика и писцом в городской управе. Вспоминая свое творческое восхождение певчего в архиерейском хоре, Шаляпин писал: «...Не хватает человеческих слов, чтобы выразить, как таинственно соединены в русском церковном пении два полюса радости и печали, и где между ними черта, и как одно переходит в другое... Приходя в церковь и слыша "Христос воскресе из мертвых!", чувствую, как я вознесен. Я хочу сказать, что короткое время не чувствую земли, стою как бы в воздухе. Церковная песня живет неразрывно с той простой равнинной песней, которая, подобно колоколу, сотрясает сумрак жизни...» Еще подростком Шаляпин тонко чувствовал эмоциональную окраску песни и музыки и умел передать чувства голосом. Служба в управе тяготила Федора: все его мысли, все мечты были направлены на театр, где с 12 лет он начал подрабатывать статистом в массовке, участвуя в спектаклях гастролировавших в Казани трупп. А уже в 1889 г. его приняли в театр на штатную должность статиста с окладом 15 рублей в месяц. Через год в Уфе Шаляпин поступил в хор труппы Семенова-Самарского, и однажды ему пришлось заменить заболевшего солиста в опере С. Мо-нюшко «Галька». После этого дебюта начинающему артисту стали поручать небольшие оперные партии. С 1891 г. с украинской бродячей труппой Т. Деркача, в которой Федор успешно исполнял ответственные роли Петра и Миколы в опере «Наталка-Полтавка», начинающий певец стал разъезжать по городам России. Жизнь провинциального артиста — это частые переезды, беззастенчивое воровство антрепренеров, голод, бездомное существование. Мало кто это мог выдержать. В 1892 г. последствия неустроенной, скитальческой жизни довели до предела — Шаляпин был близок к самоубийству. На непродолжительное время он даже покинул театр и вновь стал работать переписчиком в управлении Закавказской железной дороги в Тифлисе. Однако мечтать о сцене Федор продолжал. Талантливого молодого человека заметил бывший солист Большого театра, а в то время знаменитый учитель пения Д. А. Усатов. Он взялся учить Шаляпина. Через знакомых Усатов добыл для ученика маленькую стипендию и стал кормить обедами, обучая за столом хорошим манерам, но главное — отшлифовал и отгранил его природный дар. Много позже знаменитый Шаляпин будет с гордостью демонстрировать молодым певцам свою гортань — поистине удивительный инструмент, созданный природой и постоянными упражнениями. В результате Федор быстро становится известным в местных музыкальных кругах. За один сезон ему пришлось разучить двенадцать басовых партий из различных опер, особенно великолепен он был в роли Мельника из «Русалки» и Тонио из «Паяцев». В 1894 г. Шаляпин отправился в Москву. Попасть в Большой театр ему не удалось, и он пел в оперной труппе Петросьяна, в Панаевском театре. Только через год Федором заинтересовалась дирекция Мариинского театра и молодой певец оказался на императорской сцене. У драматических актеров Александрийского театра Ю. Юрьева и М. Дальского Шаляпин обучился правильной постановке речевого голоса и актерской игре, поняв, что вся сила пения — в интонации, а не в мощности звука, как считалось до сих пор. В апреле 1896 г., заменяя заболевшего баса, Федор обратил на себя внимание публики исполнением партии Мельника в «Русалке». Огромный успех у зрителей и благоприятные отзывы прессы сразу сделали его известным в столице. Летом молодой артист получил приглашение выступить в частной оперной труппе русского миллионера и мецената Саввы Мамонтова во время Нижегородской ярмарки. А уже осенью тот прислал Федору Ивановичу предложение бросить казенную сцену и перейти в его театр, который начинал тогда свои выступления в Москве. Шаляпин согласился, и его оперный и драматический талант получил возможность развернуться во всю свою мощь, а после исполнения партии Ивана Грозного в «Псковитянке» Римского-Корсакова Федор Иванович стал самым знаменитым и почитаемым русским певцом. Небывалый успех артиста-самородка в театре Мамонтова заставил высшее театральное руководство пригласить Шаляпина на работу в Большой театр, где ему предоставлялось право выбора и постановки оперных спектаклей. Федор Иванович был велик и как певец, и как драматический актер. Его голос, уникальный по гибкости, тембру, богатству и красоте звучания, позволял свободно выражать все оттенки эмоций. В исполняемых партиях певцу удавалось передавать всю гамму чувств — от проникновенной нежности до трагедийного пафоса и разящего сарказма. Шаляпин создал огромную галерею разнохарактерных образов, раскрывая сложный внутренний мир героев.

Читать дальше