Спонсоры:
Спонсоры:

Шаляпин Федор Иванович

Специалисты и люди, близкие к искусству, неизменно восторгались мастерством певца. В. И. Немирович-Данченко писал: «Когда я уходил со спектакля Шаляпина — в сущности, первого законченного артиста-певца нашего направления — и когда припоминал ту или иную черту его исполнения, я не мог ответить на вопрос, откуда приходило очарование — от того, как он пел, или от того, как нервно двигался и оттирал красным шелковым платком холодный пот, или от того, как он молчал, как его пауза выразительно звучала в оркестре». К. С. Станиславский обратил внимание, что певец в своей работе над ролью был скрупулезен до мелочей: «Посмотрите на руки Шаляпина! Вы никогда не узнаете его кисть. Он "гримирует" кисть, и в каждой роли у него разная рука: то рука его очаровательна, то как грубая лапа... Шаляпин не смотрит свой жест, а чувствует его в каждом движении...» А Вс. Мейерхольд отмечал: «Музыкальная драма должна исполняться так, чтобы у слушателя-зрителя ни одной секунды не возникало вопроса, почему эту драму актеры поют, а не говорят. Образцом такой интерпретации ролей, когда у слушателя-зрителя не является вопроса: "почему актер поет, а не говорит", — может служить творчество Шаляпина». Среди лучших басовых и баритональных партий певца — Борис в одноименной опере М. П. Мусоргского, Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно и «Мефистофель» А. Войта), а также Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Иван Грозный («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсако-ва), Сусанин («Иван Сусанин», или «Жизнь за царя» М. И. Глинки), князь Игорь в «Князе Игоре» А. П. Бородина. Он исполнял также партии Сальери, Филиппа П, Дон Кихота, Дона Базилио, а всего в его репертуаре насчитывалось около 70 сольных партий. Уникальный голос Шаляпина привел в восторг искушенную итальянскую публику во время гастролей в миланском Ла Скала (1901 г.) Мировую славу русского певца утвердили гастроли в Риме (1904 г.), Монте-Карло (1905 г.), Оранже (Франция, 1905 г.), Берлине (1907 г.), Нью-Йорке (1908 г.), Париже (с дяги-левскими «Русскими сезонами»). Особый успех выпал на долю Шаляпина в Лондоне (1913—1914 гг.), где его приняла сама королева Англии. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций. В создании емких и сценически выразительных образов певцу помогала его необычайная многогранность: он был и скульптором, и художником (оставил свой автопортрет), графиком, писал стихи и прозу. Такая разносторонняя одаренность великого артиста напоминает мастеров эпохи Возрождения. Не случайно современники сравнивали его оперных героев с титанами Микеланджело. Искусство Шаляпина перешагнуло национальные границы и повлияло на развитие мирового оперного театра. Те, кому хоть раз в жизни посчастливилось услышать живого Шаляпина, считали эти минуты не сравнимыми ни с чем в своей жизни. Столь же велик был артист и в камерно-вокальном исполнительстве. В него он привнес элемент театральности и создал своеобразный «театр романса». Его репертуар включал до 400 песен, романсов и других жанров камерно-вокальной музыки. В число шедевров исполнительского мастерства вошли: «Блоха», «Забытый», «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Пророк» Римского-Корсакова, «Два гренадера» Р. Шумана, «Двойник» Ф. Шуберта и другие, а также русские народные песни: «Эх, дубинушка, ухнем...», «Прощай, радость», «Не велят Маше за реченьку ходить», «Из-за острова на стрежень».

Читать дальше