Спонсоры:
Спонсоры:

Гейнсборо Томас

Учебу молодой художник совмещал с работой у известного гравера и издателя Бойделла. Уже в это время, наряду с пейзажами, он начал писать и портреты, зарабатывая на жизнь собственным трудом. Один из друзей Гейнсборо, журналист Генри Бейт-Дадли, впоследствии вспоминал: «Его первыми опытами были маленькие пейзажи, которые он часто продавал за гроши торговцам, а когда позднее он занялся портретами, цена его за них была от трех до пяти гиней». Тем не менее молодой художник не только ни разу не обратился за помощью к родным, но и смог в 1745 г. снять собственную мастерскую. Здесь им были написаны такие известные ранние работы, как «Бультерьер Бампер на фоне пейзажа» (1745 г.), «Дорога через лес и отдыхающий мальчик с собакой», «Вид на Дэдел» (обе в 1747 г.), «Лес Корнар» (1748 г.), «Портрет четы Эндрюс» (1748—1749 гг.). В них уже достаточно отчетливо проявилось характерное для Гейнсборо изображение человека в природе, прелесть живого, реалистически переданного пейзажа. Особенно замечателен «Лес Корнар», который еще называют «Лес Гейнсборо». Этот пейзаж — итог всего, чему научился к тому времени художник. Композиция его была навеяна пейзажами голландца Якоба ван Рейсдала. Всю картину пронизывал серебристый тон. Особенно естественно были переданы растения на переднем плане и облака. Органично вписывалась в пейзаж жанровая сценка. Не менее удачным был и вид «Чатерхауса», написанный Гейнсборо в 1748 г. для украшения актового зала Госпиталя Найденышей. Работа над этим сюжетом являлась большой честью для молодого живописца. Выполняя ее, он превзошел многих других художников, более известных и старших по возрасту. Благодаря таланту и личному обаянию молодой художник вскоре обрел в Лондоне много друзей. Здесь же он познакомился с очаровательной Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. В 1746 г. они обвенчались. Но скромного приданого жены (пожизненной ежегодной ренты в 200 фунтов) и нестабильного заработка начинающего живописца было явно недостаточно для жизни в столице. К тому же в 1748 г. в молодой семье появилась первая дочь — Мэри. Чтобы быстрее добиться успеха и поправить материальное положение, художник решает перебраться в провинцию. В 1750 г. чета Гейнсборо переезжает в Ипсуич — небольшой портовый город в Суффолке. Но надежды на успех в провинции оправдались лишь отчасти. В Ипсуиче Гейнсборо действительно получил немало заказов на портреты от местной знати. За девять лет он написал их около 80-ти. Были среди них и групповые портреты, лучшим из которых является «Автопортрет с женой и ребенком» (1751 г.), выполненный с большой теплотой и выразительностью, в свободной манере. Очень хороши были и детские портреты, изображавшие дочерей художника (к тому времени у Гейнсборо родилась вторая дочь — Маргарэт). На одном из них (1756 г.) они бегут за бабочкой, на другом, незаконченном (ок. 1759 г.), — держат на руках котенка. Картины блестяще передают непосредственность и очарование малышек, полны задушевности и удивительной свежести, которые совершенно отсутствовали в детских портретах того времени, больше похожих на изображения нарядных кукол или маленьких взрослых. Гейнсборо, напротив, с глубокой нежностью и вниманием вглядывается в серьезные личики девочек и стремится придать их позам как можно больше живости и естественности. А утонченное сочетание желтого, серебристого и розовых тонов на фоне темной садовой листвы раскрывает замечательный колористический дар художника.

Читать дальше