Спонсоры:
Спонсоры:

Гайдн Франц Йозеф

image

(род. в 1732 г. — ум. в 1809 г.)

Австрийский композитор и дирижер. Сочинения: 24 оперы; оратории «Возвращение Товия», «Сотворение мира», «Времена года»; 14месс, кантаты и др. духовные произведения; 104 симфонии, в том числе «Прощальная», 6 «парижских», «Детская», 12 «лондонских»; увертюры, марши, 59 дивертисментов, танцы и другие произведения для оркестра; около 50 концертов для разных инструментов с оркестром; 83 квартета, в их числе 6 «русских»; 52 сонаты.

На сцене — небольшой оркестр, всего около 20 музыкантов. В зале полутемно; лишь слабо мерцает пламя све чей на пультах и звучит прекрасная музыка. Но вот оркестранты один за другим покидают свои места. Уходя, они гасят свечи. Через некоторое время на сцене остаются только два скрипача, которые доигрывают последние такты партитуры... Так заканчивается «Прощальная» симфония Йозефа Гайдна — одно из самых оригинальных произведений XVIII века. С тех пор прошло более двух столетий, но эта симфония по-прежнему волнует слушателей своей светлой печалью, как, собственно, и все, что написано великим австрийцем за всю его 50-летнюю творческую жизнь. А между тем судьба Франца Йозефа Гайдна складывалась совсем непросто. Родился будущий композитор в Нижней Австрии, в небольшом местечке Рорау, вблизи венгерской границы, в 1732 г., предположительно 31 марта (точная дата историками не установлена). Его отец, Матиас Гайдн, был каретным мастером, мать (урожденная Анна Мария Коллер) служила кухаркой в семье графа Харраха, владельца поместья в Рорау. Йозеф был их вторым ребенком и старшим сыном. Маленький Йозеф рос как все обычные крестьянские дети, но сумел воспринять от своих родителей все то лучшее, что ценилось в патриархальных семьях, — честность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность, чистоплотность, бережливость. И отец, и мать имели склонность к музыке. Вспоминая о своем детстве, Гайдн писал в 1776 г.: «Мой отец... был горячим любителем музыки и играл на арфе, совершенно не зная нот. Пятилетним ребенком я абсолютно точно мог спеть его простые мелодии, и это побудило отца поручить меня заботам нашего родственника, ректора школы в Хайнбурге, дабы я изучил первоосновы музыки и другие необходимые для юношества науки...» Весной 1739 г. Хайнбург проездом навестил венский придворный композитор и соборный капельмейстер фон Георг Рёйтер-младший. В поисках голосов для детского хора, он сошелся с местным священником, и тот порекомендовал ему семилетнего Гайдна. Восхищенный голосом и слухом мальчика, Рейтер решил зачислить его в свою капеллу. Так восьмилетний Йозеф стал певчим в капелле собора Св. Стефана в Вене. До восемнадцати лет он виртуозно исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе. Жизнь при капелле Св. Стефана оказалась нелегкой. Мальчиков певчих Рейтер нещадно эксплуатировал, заставлял петь на городских празднествах, свадьбах и похоронах, выступать в церкви и постоянно репетировать. Обращались с юными хористами грубо, нередко били, плохо кормили, в период ломки голоса безжалостно выбрасывали на улицу. Но при всей своей грубости Рейтер ценил голос Гайдна. Согласно воспоминаниям самого композитора, он предлагал стать ему кастратом (кастраты высоко котировались за тембр и чистоту голоса). Однако отец Йозефа, узнав о таком предложении, пришел в ужас, поспешил в Вену и воспротивился осуществлению варварской операции.

Читать дальше