Спонсоры:
Спонсоры:

Григ Эдвард

image

(род. в 1843 г. — ум. в 1907 г.)

Крупнейший норвежский композитор, видный представитель норвежской композиторской школы, дирижер, музыкальный деятель, критик. Мастер фортепианной и камерно-вокальной музыки. Член Шведской музыкальной академии (1872г.) и Французской академии изящных искусств (1889 г.), почетный доктор Кембриджского (1893г.) и Оксфордского (1906г.) университетов. Наиболее известные произведения: опера «Улаф Трюгвасон» (не окончена); увертюра «Осенью» (1887г.), «Старонорвежский романс с вариациями» (1891г.), «Симфонические танцы» (1898г.); «Поэтические картинки» (1863г.), «Лирические пьесы» (Ютетрадей, 1867—1901 гг.), музыка к спектаклям драматического театра — «Сигурд Юрсальфар» Бьернсона (1872 г.), «Пер Тюнт» Г. Ибсена (1876 г.); автор 150романсов и песен, в том числе вокальных циклов «Мелодии сердца, «Норвегия».

У многих композиторов существует так называемый «музыкальный дневник их жизни». У Шуберта, например, — его песни, у Шопена — мазурки, у Гайдна — симфонии. У Эдварда Грига это, без сомнения, «Лирические пьесы», написанные для фортепиано. Хотя почему-то наибольшей популярностью из сочинений композитора пользуется его симфоническая музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Это сочинение чуть ли не в обязательном порядке играет каждый оркестр — будь он даже третьесортного «ранга». «Танец Анитры», «Песня Сольвейг», «Смерть Озе» — все это музыка, приобретшая чрезвычайную популярность. Люди не всегда запоминают названия того или иного музыкального произведения, но стоит мелодии зазвучать — оказывается, это «любимая вещь»! Многие произведения Грига подходят под эту категорию. Говорят, музыкальный язык Эдварда Грига глубоко национален. Действительно, утонченная классическая музыка этого мастера уносит куда-то в мир скандинавских фольклорных мотивов и фантазий... Неудивительно, что сами норвежцы так любят произведения Грига. Он был не просто выдающимся композитором — в его музыке сквозит что-то неуловимо напоминающее пейзажи Норвегии, что-то навеянное океанским бризом и шумом осенних ливней... Однако музыка Грига понятна и близка не только норвежцам, она доступна каждому, то есть человеку любой национальности и вероисповедания, ведь она — очень жизненна и правдива. Неслучайно близкий друг Грига Петр Чайковский писал в «Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году»: «Быть может, у Грига мастерства гораздо меньше, чем у Брамса... но зато он нам ближе, он нам понятнее и родственнее, ибо он глубоко человечен. Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры... Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах, сколько ключом бьющей жизни в его гармонии, сколько оригинальности и очаровательного своеобразия в его остроумных, пикантных модуляциях и в ритме, как и все остальное, всегда интересном, новом, самобытном!» Совершенная и доступная, мудрая и наивная, теплая и сдержанная, темпераментная и лиричная — такова музыка великого композитора. А сам Григ — словно олицетворение своих произведений. Весь его облик удивительно романтичен — вьющиеся светлые волосы, ниспадающие длинными, густыми локонами, чувственные губы, небольшой, но правильной формы подбородок — необыкновенной нежности и обаяния образ. Глядя на дошедшие до наших дней фотографии и портреты великого норвежца Эдварда Грига, всякий раз поражают его необыкновенные добрые глаза. Казалось бы, жизнь великого композитора была счастливой и благополучной. Он никогда не знал нищеты, был широко популярен в течение жизни, жил верной супружеской жизнью с замечательной женщиной Ниной Хаге-руп. Однако так ли уж безмятежно складывалась его судьба? Родился Эдвард Григ в г. Бергене 15 июня 1843 г. Его отец занимал в то время пост британского консула. Мать была талантливой пианисткой — она-то и начала учить музыке шестилетнего мальчика, познакомив его с творчеством Моцарта, Мендельсона, Шопена... Эдварду было лет двенадцать-тринадцать, когда он принес в школу исписанную им же самим нотную тетрадь, на титульном листе которой было выведено крупными буквами: «Вариации на немецкую тему для фортепиано Эдварда Грига». Но великого успеха, уже предвкушаемого юным Григом, в школе снискать не удалось. Учитель, особым расположением которого мальчик не пользовался, приказал приносить в школу немецкий словарь, а «всякую ерунду оставлять дома». Но страсть к музыке росла в душе юноши день ото дня. Когда Эдварду исполнилось пятнадцать, по совету знаменитого норвежского скрипача У. Булля родители отправили его учиться в Лейпцигскую консерваторию. Через четыре года Григ с успехом закончил ее по классам композиции и рояля. Консерваторские занятия не оказали определяющего воздействия на художественную индивидуальность музыканта. Гораздо большее значение имело знакомство Грига с молодым норвежским композитором, автором национального гимна Р. Нурдро-ком (1842—1866 гг.), состоявшееся в 1863 г., после возвращения из Германии. «Покровы спали с моих глаз, — рассказывал Григ впоследствии, — и только благодаря Нурдроку я познакомился с норвежскими народными мелодиями и осознал самого себя». Объединившись, молодые музыканты начали поход против «вялой» скандинавской музыки Н. Гаде, находившегося под влиянием Ф. Мендельсона, и поставили своей целью создание более сильного и самобытного «северного стиля». В 1865 г. Григ заболел туберкулезом и вынужден был уехать в Италию. Там он восстановил силы, но всю последующую жизнь не отличался завидным здоровьем. В Риме Григ подружился с уже немолодым в ту пору Ф. Листом, который выразил полный восторг по поводу сочиненного норвежцем великолепного фортепианного концерта ля минор (1868 г.).

Читать дальше