Спонсоры:
Спонсоры:

Григ Эдвард

Но какие бы чувства Эдвард Григ не испытывал в душе, внешне его жизнь всегда казалась успешной и благополучной. С 1873 г. композитор обрел материальную независимость благодаря государственной стипендии и гонорарам за сочинения и смог полностью посвятить себя творчеству. В 1885 г. он поселился в Тролльхаугене — прекрасной загородной вилле под Бергеном, которую покидал только во время концертных поездок. Григ выступал во Франции, Англии, Германии, Польше и Венгрии и пользовался большим уважением за рубежом. Завоевав международное признание, композитор тем не менее всегда предпочитал родную Норвегию, деревенскую глушь, где можно слушать народные песни и предания, игру сельских скрипачей. Его вдохновляла суровая красота его страны: «Я черпал богатые сокровища в напевах моей родины и из этого до сих пор не исследованного источника норвежской народной души пытался создать национальное искусство». Григу особенно удавались малые, преимущественно лирические инструментальные формы, в каких и написано большинство его фортепианных и оркестровых пьес, а также песенный жанр. Десять тетрадей «Лирических пьес» для фортепиано (1867—1901 гг.) — вершина творчества композитора. Хорошо известны также струнный квартет Грига, его скрипичные и виолончельные сонаты, проникнутые духом норвежской песенности. Вокальное творчество Грига также обширно и оригинально — от простой лирической песни («Песня Сольвейг» и др.) до психологически углубленного вокального цикла («Девушка с гор»). Среди прочего Григ написал 25 норвежских песен и танцев и 6 норвежских горных мелодий. Большинство песен композитора были написаны для его жены Нины Хагеруп, превосходной певицы, иногда выступавшей с мужем в концертах. Они отличаются глубиной выразительности и тонкой передачей поэтического текста. Превосходны и романсы Грига, созданные преимущественно на слова скандинавских поэтов (Г. Ибсен, Б. Бьернсон, А. Мунк, А. Гарборг, О. Винье, X. К. Андерсен, X. Драхман и др.). Аранжировки наиболее известных мелодий Грига были использованы в появившейся в 1940-е гг. популярной оперетте «Песнь Норвегии», основанной на истории жизни композитора. Но подлинное признание к композитору пришло после появления музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1875 г.). В ней композитор отразил сказочные образы народных легенд и сказаний, суровые картины северной природы. Многие эпизоды этого сочинения приобрели поистине фантастическую популярность: «В пещере горного короля», «Шествие гномов», «Танец Анитры». Отличающаяся исключительной красотой «Песня Сольвейг» — одна из лучших мелодий, созданных когда-либо. Можно с уверенностью сказать, что своим творчеством Григ возвысил норвежскую музыку до вершин мировой классики. В 1893 г. музыканту была присуждена степень почетного доктора музыки Оксфордского университета. Это звание композитору присвоил и Кембриджский университет. Эдварда Грига избирали также членом Французской академии изящных искусств и Берлинской академии. В 1898 г. композитор организовал в Бергене первый Норвежский музыкальный фестиваль, имевший большой успех (он проводится и поныне). Эдвард Григ много колесил с концертами по всему миру, но больше всего любил жить в собственном домике на берегу моря. Умер музыкант 4 сентября 1907 г., и в этот день в Норвегии был объявлен траур. Похоронен композитор в своем любимом Тролльхаугене, в скале над морем. До сих пор музыка Грига сохранила свежесть и часто исполняется на концертных эстрадах мира. Когда-то Петр Чайковский сказал, что композитору необходимо сочинять музыку всегда, в любой момент, даже тогда, когда по каким-то причинам он абсолютно не склонен этого делать. Вряд ли это высказывание можно отнести к творчеству Грига — каждое его сочинение напоминает абсолютное откровение, которое невозможно выразить словами. Будь это незатейливая норвежская песенка, восторженная поэма или щемящая до боли музыкальная исповедь, это всегда правдиво и искренне.