Спонсоры:
Спонсоры:

Гуно Шарль

И все же в результате сложной внутренней борьбы Гуно отказался от намерения служить церкви и вернулся к искусству. Он обратился к опере, считая, что только театр дает возможность постоянного общения с публикой. Да и мать композитора была убеждена в том, что ее сын больше прославит Творца в качестве музыканта, нежели в качестве священника. Премьера первой оперы Гуно «Сафо» состоялась в 1851 г. За ней последовала опера «Окровавленная монахиня», поставленная, как и предыдущая, в Гранд-опера. Особого успеха эти произведения не имели, да и собратья по цеху отнеслись к ним весьма сдержанно. Но неудача не охладила пыл молодого композитора. И он таки добился своего. Премьера оперы «Лекарь поневоле» по Мольеру, состоявшаяся в 1858 г., показала, что в поисках новых средств самовыражения Гуно выбирал правильный путь. Публика сочувственно приняла и комический сюжет, и реальную обстановку действия, и живость характеров. Произошли перемены и в личной жизни Гуно, и в его общественной деятельности. В 1852 г. он женился на Анне Циммерман, дочери профессора Парижской консерватории, и стал директором «Орфеона» — объединения хоровых любительских обществ. Эта музыкально-просветительская организация, благодаря участию в ней рабочих Парижа и жителей предместья, была в ту пору очень массовой. Пребывая в этой должности, Гуно искал в то же время новые средства драматической выразительности, открывая во французской оперной и романсовой музыке богатейшие лирические возможности. Несмотря на сдержанную реакцию музыкальной общественности на свое творчество, композитор, видимо, ощущал, что все сделанное — только прелюдия к будущим значительным произведениям. Таким творением, принесшим композитору мировую славу, стала опера «Фауст». Она была задумана Гуно еще в 1839 году. Но именно тогда на сцене одного из парижских театров появилась мелодрама «Фауст», и директор Лирического театра, которому Гуно предложил свою оперу, отказался от ее постановки, опасаясь конкуренции. Спустя семнадцать лет Гуно продолжил работу над «Фаустом», и 19 марта 1859 г. в том же Лирическом театре состоялась премьера этой оперы. Правда, «Фауст» был далеко не сразу оценен музыкальной общественностью Парижа. Понадобилось целое десятилетие, чтобы опера, уже во второй редакции (с речитативами вместо разговорных диалогов), получила наконец признание — сначала на сцене театра Гранд-Опера, а затем и на подмостках ведущих оперных театров мира. Сюжет оперы заимствован из первой части трагедии Гете. Однако, в отличие от автора, композитор трактовал его в опере не в философском, а в лирико-бытовом плане. Для Фауста Гуно характерны не столько пытливые поиски истины, размышления о жизни, сколько пылкость любовных чувств. Значительно упрощен и образ Мефистофеля: в опере он представлен не как вершитель человеческих судеб, а как иронически насмешливая личность. Наиболее близка к литературному прототипу Маргарита, которой присущи женственность, лиричность, задушевность. «Фауст» Гуно стал одним из высших достижений французского оперного творчества XIX в. Композитор мастерски использовал богатство оперных форм, создав драматически насыщенное действие. Музыка оперы мелодична, точна в обрисовке характеров и ситуаций и по праву заняла прочное место в мировом оперном репертуаре. И сколько бы не написал Шарль Гуно самых разнообразных музыкальных произведений, потомки, вероятно, будут связывать его имя как создателя одного произведения. «Фауст» неизменно популярен и, в сущности, занимает такое же место в парижском репертуаре, как, к примеру, опера Жоржа Визе «Кармен». Гораздо менее значительными оказались следующие оперы Гуно — комические «Филемон и Бавкида», «Голубка», а также драматическая «Царица Савская». А вот опера «Мирейль», написанная на сюжет поэмы провансальского поэта Фредерика Мистраля, покорила публику тонким лиризмом. Последнее значительное художественное достижение Гуно — опера «Ромео и Джульетта». Ее премьера состоялась в 1867 г. и принесла композитору огромный успех — в течение двух лет состоялось девяносто спектаклей. Хотя трагедию Шекспира Гуно трактовал в духе лирической драмы, лучшие партии оперы, в том числе и четыре дуэта главных героев, вальс Джульетты, каватина Ромео, обладают эмоциональной непосредственностью и той мелодической красотой, которая характерна для стиля Гуно.

Читать дальше