Спонсоры:
Спонсоры:

Гуно Шарль

С началом франко-прусской войны, в 1870 г., композитор переехал в Англию, где прожил четыре года, не прерывая занятий музыкой. Вскоре он стал известен английским меломанам, особенно после того как для Международной выставки 1871 г. написал кантату «Галлия». Чтобы исполнить ее, был создан специальный хор, который существует и в наши дни как Королевское хоровое общество. 1870-е гг. отмечены новым всплеском религиозных чувств у Гуно. Впрочем, как уже говорилось, он всегда был глубоко религиозным человеком. Об этом свидетельствуют люди, хорошо знавшие его, в частности Мария Анна де Бове. «Справедливым будет сказать, что Гуно — верующий человек, и каждая из его религиозных композиций — это исповедание веры. Будучи основательным теологом, прилежным учеником Св. Писания и отцов Церкви, он мог написать проповедь в форме оперы». То же отмечала и другая знакомая Гуно, Эллен Орр: «Гуно был христианином как в сердце, так и в разуме. И его вера была не меньше, чем любовь». Опера «День Заморы», написанная Гуно в 1881 г., стала своеобразной вехой, обозначившей окончательное возвращение композитора в сферу духовной музыки. Важнейшие сочинения этого периода — две масштабные оратории (точнее — «духовные трилогии») — «Искупление» (1882) и «Смерть и жизнь» (1884). Последняя, посвященная папе Льву XIII, впервые была исполнена 26 августа 1885 г. в Бирмингеме в присутствии королевы Виктории, которая отправила композитору благодарственное послание. В целом же объем творческого наследия Гуно в области духовной музыки поражает: 20 месс (первая из них была исполнена в 1839 г. в церкви Св. Роха), 4 реквиема, сотни хоралов и других церковных песнопений и, конечно, оратории. Кроме того, еше в 1869 г. Гуно написал Папский марш, который с 1949 г. является официальным гимном Ватикана. Последним произведением композитора стал Реквием, посвященный памяти внука и законченный за три дня до смерти композитора. 75-летний Шарль Гуно скончался 18 октября 1893 г. в местечке Сен-Клу близ Парижа, где жил последние годы. Оценивая творчество великого французского композитора, можно сказать, что в своих операх он стремился во-плошать музыкальными средствами психологическую достоверность ситуаций, тяготел к колоритной обрисовке реальной жизни. Эти особенности сюжета и средств музыкальной выразительности характерны для французской лирической оперы, создателем которой был Гуно и в которую он внес такое дыхание жизни, что она остается популярной и до сих пор, волнуя свежестью и тонким лиризмом.