Спонсоры:
Спонсоры:

Гутенберг Гензфляйш Иоганн

В 1444 г. разнесся слух, что в Авиньоне пражский ювелир Прокоп Вальдфогель изобрел «искусство искусственного письма» — вероятно, с помощью набора клейм. Гутенберг пошел значительно дальше. Он изобрел и осуществил полный цикл печатного производства, включающий в себя буквоотливной, наборный и печатный процессы: объединил в одно целое систему металлических литер; создал сплав из свинца, цинка и сурьмы, а также оборудование для отливки литер из этого сплава; придумал и изготовил наборную кассу и приспособление для набора строк из литер и столбцов из строк; изобрел типографскую краску, а также тампон для нанесения ее на готовый набор; изготовил пресс-печатную машину, которая позволяла получать прекрасные оттиски книжных страниц. Одно из важнейших изобретений Гутенберга, которое заслуживает особого внимания, — это ручной печатный станок. Его конструкция оказалась настолько удачной, что сохранялась без принципиальных изменений в течение почти 350 лет. Не так уж много в истории человечества событий, сопоставимых по масштабам воздействия с этим технически несложным изобретением. Для печати страниц в два столбца с аккуратными ровными полями Иоганн Гутенберг заготовил 290 печатных знаков: 47 заглавных букв, 63 строчных, 92 знака с сокращениями (аббревиатурами), 83 комбинации букв (лигатуры) и пять запятых. При этом мастер имитировал лучшие образцы рукописных шрифтов, сохранял архитектуру текста, чтобы зрительно страница воспринималась заполненной равномерно. В истории изобретения книгопечатания еще достаточно много неясностей. Например, и по сей день не установлена дата гениального изобретения Гутенберга. Одно из старейших известных нам свидетельств об изобретении книгопечатания дает итальянская «Хроника», вышедшая в свет 13 сентября 1483 г.: «Насколько все люди, занимающиеся наукой, должны благодарить немцев, можно сказать, не будучи мудрецом. Ибо Иоганн Гутенберг, рыцарь из Майнца на Рейне, прилежным умом своим в 1440 г. открыл искусство книгопечатания, которое ныне распространилось по всей земле. Это позволяет потомкам читать размноженные во многих томах произведения античных писателей и покупать эти тома по дешевой цене». Поэтому именно к этой дате восходит традиция празднования юбилеев книгопечатания. Известно, что уже в 1430-х гг. Иоганн пользовался славой искусного и разностороннего мастера. Он шлифовал драгоценные камни, изготавливал зеркала, которые в XV в. делали из тщательно отполированных металлических пластин. Труд этот требовал большого искусства, и занимались им по преимуществу ювелиры, золотых дел мастера, к цеху которых Гутенберг был одно время приписан. В 1438 г. он стал компаньоном Андреа Дритцена и братьев Хейль-манов, Андреа и Антония, согласившись обучить их неким «тайным искусствам». Все члены организованного товарищества вложили в предприятие немалые средства, рассчитывая на быструю прибыль. Но смерть одного из компаньонов в том же году (по неизвестным для историков причинам) привела к судебной тяжбе. С великим трудом Гутенбергу удалось выиграть процесс, и он остался работать в Страсбурге. Именно в страсбургских судебных актах 1439 г. можно усмотреть элементы, свидетельствующие о начале типографского дела. Кроме того, сохранились фрагменты некоторых изданий того периода, так называемых донатов (пособий по грамматике), календарей, словарей и индульгенций (свидетельств об отпущении грехов), а также «Сивиллиной книги», которую можно датировать 1440 г. Все эти наборные издания отражали раннюю стадию первого гутенберговского шрифта. В 1448 г. первопечатник вернулся в родной Майнц, где заключил соглашение об «изготовлении книг» с богатым горожанином Иоганном Фустом, золотых дел мастером, ссудившим ему 800 гульденов под залог некоего аппарата, который Гутенберг обязался для него изготовить. Согласно заключенному договору, Фуст становился совладельцем типографии Гутенберга. Примерно 1452—1455 гг. датируется первая из дошедших до нас целиком книга, напечатанная в Европе, — знаменитая 42-строчная Библия, или Библия Мазарини — наиболее известное и поистине замечательное творение ума и рук Иоганна Гутенберга. Всего было напечатано 150—180 экземпляров издания, из которых сохранились лишь 49. Исследователи, обычно столь разноречивые, в этом случае поразительно единодушны: все считают 42-строчную Библию «гутенберговским» шедевром. Известный французский писатель Анатоль Франц писал: «Несмотря на то что в наших сведениях о жизни Иоганна Гутенберга много неясного и недостоверного, он остается для нас изобретателем книгопечатания до тех пор, пока не удастся оспорить издание им Мазариниевой Библии, ибо эта Библия является первым памятником сложившегося и сильного искусства...» Кроме Библии в типографии Иоганна Гутенберга печатались и другие издания, в том числе «Турецкий календарь» (1454 г.). Всего известно более 50 изданий, напечатанных при его жизни. Точно установить и доказать авторство книгопечатника не представляется возможным из-за отсутствия выходных данных на изданиях. Поэтому исследователи в качестве аргументов используют данные анализа шрифтов, бумаги и даже судебные документы.

Читать дальше