Спонсоры:
Спонсоры:

Джорджоне

Полное имя — Джорджо Барбарелли да Кастельфранко

image

(род. между 1477—1478 г. — ум. в 1510 г.)

Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения, мастер станковой живописи, представитель венецианской школы живописи.

Недалеко от Венеции, в маленьком промышленном, ничем не привлекательном городишке Кастельфранко-Вене не то в 1477, не то в 1478 г. в «не установленном месте» родился мальчик Джордже, неизвестного роду-племени и даже без фамилии. Как прошли его детские годы, где он жил и учился, не смогли установить ни искусствоведы, ни дотошные биографы. Известно лишь, что имя Джорджоне («великий» или «большой Джорджо») он получил в 1548 г. в «Диалогах о живописи» П. Пино. А в XIX в. искусствоведы прибавили к нему звучную дворянскую фамилию Барбарелли да Кастель-франко, так как благодаря Вазари распространилась легенда о его связи с именитой семьей Барбарелли. Юношей Джорджо приехал в процветающую Венецию. Он недолго обучался в мастерской знаменитого Джованни Беллини, но навсегда усвоил глубину и блеск теплого колорита произведений мастера. Цорци, как называли его современники, был рожден живописцем, музыкантом и певцом и вращался в избранном кругу изысканных аристократов, соединивших богатство и знатность с любовью к искусству. Этот мужественный красавец, согласно Вазари, со свойственным ему размахом, душевной щедростью и талантом украшал их, да и свою жизнь чарующей живописью, весельем и музицированием. Будучи прекрасным лютнистом-импровизатором, Джорджоне владел инструментом и голосом с таким же совершенством и виртуозностью, как кистью и палитрой. С его «легкой руки» музицирующие персонажи стали появляться и в картинах других художников. Такие полотна назывались «джорджонесками». Напевы Джорджоне растворились в народных песнях или затерялись во времени, а большинство живописных работ, пронизанных музыкой и поэзией, окружены ореолом романтического мифа. Он стал легендой еще при жизни, с его работами не соглашались расстаться ни за какие деньги. Один из самых нежных и пленительных мастеров итальянского Возрождения, силой своего таланта и новаторства бросивший вызов самому Леонардо да Винчи, по-прежнему остается личностью такой же таинственной, как и его картины. «Разгаданная» искусствоведами незаконная знатность Джорджоне не внесла ясности ни в определение подлинной численности работ, принадлежаших его кисти, ни в трактовку их сюжетов. Художнику то приписывали 61 картину, то оставляли за ним всего четыре полотна. В настоящее время специалисты называют десяток его работ с приблизительной датировкой между 1502—1510 гг. В это количество не вошли первые произведения, написанные на темы библейского и евангельского эпоса. Парные картины «Испытания огнем Моисея» и «Суд Соломона» еще отличаются суховатостью исполнения и наивной детализацией. «Святое семейство» и «Поклонение волхвов» объединяет общая живописность, изысканный колорит и живая композиция. А с алтарного образа «Мадонна с младенцем» предстает тип изысканной патрицианки в ярких одеждах, которая погружена в чтение книги. Все ранние работы образуют целостную группу, но их живописная манера настолько отличается от последних, что искусствоведы до сих пор ищут причины столь стремительного роста мастерства. Их поэтическая зыбкость, непонятное, прихотливое развитие сюжетов, молчаливая одухотворенность персонажей, чистота и мелодическая выразительность, игра художественного воображения становятся новым словом и огромным достижением в живописи начала XVI в.

Читать дальше