Спонсоры:
Спонсоры:

Дисней Уолт

И все же судьба улыбнулась Диснею: из газет он узнал, что небольшой мастерской, обслуживавшей рекламную кампанию, требовался подсобный работник. К сожалению, работа оказалась временной, и с окончанием рождественского ажиотажа молодой художник снова оказался не у дел и тогда решил попробовать свои силы в рекламном бизнесе. Обаятельный Дисней уговорил издателя рекламного листка «Ресторанные новости» добавить к нему иллюстрированное приложение и вместе со своим другом-художником Юбом Айверксом создал первую фирму «Дисней-Айверкс, коммерческие художники». Их предприятие, делавшее двухминутные рекламные ролики, процветало, но сердце Уолта уже тогда было «насмерть поражено» мультипликационными фильмами. В 1920 г., узнав о вакансии художника-мультипликатора в компании «Канзас-Сити Филм Эд», Дисней оставляет налаженный бизнес компаньону и, быстро став звездой среди художественного персонала студии, решается создать собственную фирму «Лаф-о-грэм-филмз, инк». Уолт создал несколько коротких мультфильмов, основанных на сказках «Золушка», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах». Но, несмотря на то что фильмы имели успех, Дисней прогорел, не получив оплаты от торговых агентов. Весь в долгах, преследуемый кредиторами, он впал в крайнюю нужду, и когда один знакомый дантист предложил ему изготовить рекламный ролик, Уолт прежде чем приступить к работе попросил его выкупить из ремонта башмаки, чтобы было в чем выйти из дома. Все же Диснею удалось скопить немного денег, работая фотокорреспондентом в местных газетах, и летом 1923 г. он решил перебраться в центр мировой кинематографии — Голливуд. Не заинтересовав своими идеями ни одну из студий, Уолт уговорил своего брата Роя вложить деньги, предназначенные для лечения того от туберкулеза, в собственную студию. «Студия» — громко сказано, на самом деле это был гараж, арендованный у дяди Роберта. Один из бывших клиентов предложил Уолту за мультик «Алиса в стране чудес» приличную сумму с условием, что он создаст еще дюжину фильмов-продолжений. Рисованные герои этого фильма «общались» с киноактерами — натурные съемки были совмещены с мультипликацией, что впоследствии через много лет было использовано в картине «Кто подставил кролика Роджера?» Фильмы студии «Уолт Дисней компа-ни» про Алису выходили на протяжении четырех лет, после чего Дисней сосредоточился на полностью анимационных лентах. Звездой новых 26 фильмов стал забавный кролик Освальд, придуманный и нарисованный Уолтом в 1927 г. Но через год Уолт и Юб Айверкс обнаружили, что нанятых ими четырех художников переманили более мощные студии, а так как Дисней не владел правами на своего мультипликационного героя, то конкуренты беззастенчиво начали тиражировать новые серии. С тех пор Дисней внимательно следил, чтобы права на все его творения принадлежали только ему. И если в кинематографическом бизнесе Уолт освоился очень быстро, то в быту после женитьбы брата оказался абсолютно беспомощным. Поэтому он тоже решил создать семью, тем более, что искать невесту ему долго не пришлось. Женой Диснея в 1925 г. стала хорошенькая художница-карикатуристка Лилиан Баундс. Только благодаря ее неустанным заботам Уолту удалось справиться с перегрузками и нервными стрессами, усугублявшимися сексуальными проблемами. Лишь по прошествии восьми лет брака в их семье родилась дочь Дайана Мари. Надежд на появление второго ребенка не было, и потому Уолт и Лилиан спустя четыре года удочерили девочку Шэрон Мей из приюта. Семейная жизнь, которую Дисней считал залогом счастья, наладилась, как, впрочем, и бизнес. В 1928 г. на экранах появился энергичный мышонок Мортимер, получивший впоследствии имя Микки Маус и обзаведшийся подружкой Мини. Но если в первом фильме «Безумный аэроплан» этот «нахал» в огромных ботинках и с ушами-ракетками для пинг-понга проказничал молча, то в «Пароходе Вилли» (ноябрь 1928 г.) он заговорил и запел голосом своего создателя и открыл «эру Диснея». Успех был ошеломляющим. В 1932 г. за создание этого персонажа режиссер удостоился премии «Оскар» и затем ежегодно получал эту престижную статуэтку, пока их не набралось 29 штук. В 1933 г. Дисней, одним из первых используя в кино цвет, выпустил мультик «Три поросенка». На пике Великой Депресии публика приходила в восторг от экранизированной сказки, а песенку «Нам не страшен серый волк» распевала вся Америка. Сам Дисней никогда не заблуждался насчет масштабов своего дарования художника. Он понимал, что многие из его подчиненных, и в первую очередь Юб Айверкс, намного превосходят его. Но Уолт был настоящим генератором идей. Это от него исходили идеи, грубые наброски, четко обрисованные характеры персонажей, а уж доводку делали талантливые художники-мультипликаторы, композиторы, музыканты, актеры, озвучивавшие рисованных героев. Вслед за Микки Маусом в 1929 г. на экраны врывается утенок Дональд, крикун и неудачник. Изначально он входил в цикл «Забавные симфонии», шедевром которого стал «Танец скелетов» под музыку Сен-Санса, а уж потом зажил самостоятельной «многосерийной» жизнью. Затем появились Плуто и Гуффи. Во всех этих фильмах полностью оформились основные черты художественного метода Диснея — максимальное очеловечивание зверюшек, наделение их качествами и психологией «среднего американца». Этот стиль, подкрепленный возможностями огромной выразительности движений, оказал серьезное влияние на развитие жанра и утвердился во всем мире. На смену короткометражным фильмам с их точным, динамичным построением сюжета, умелым применением графических средств, органичным слиянием изображения, звука и цвета, пришли полнометражные мультфильмы. Дисней не слушал «знатоков», считавших полуторачасовой мультик бредом, и появление на экранах в 1937 г. «Белоснежки и семи гномов» стало доказательством, что творческое чутье его не подвело. Съемки продолжались три года и обошлись в сумасшедшую по тем временам сумму — 1,499 млн долларов, но и фильм стал вершиной коммерческого успеха: кассовый рекорд «Белоснежки» (8 млн долларов) перекрыли только «Унесенные ветром». А на вручении «Оскара» Диснея ждал потрясающий сюрприз: к статуэтке прилагались семь маленьких дубликатов — по числу гномов. Окрыленный успехом Дисней один за другим снял полнометражные мультфильмы «Пиноккио» (1939 г.), «Фантазия» (1940 г.), «Дамбо» (1941 г.) и самый теплый и человечный из всех «Бемби» (1942 г.) — поэтическую историю о детстве и юности чудного олененка. Однако все фильмы, несмотря на огромный успех, не принесли диснеевской компании ожидаемых прибылей. Из тяжелого финансового положения, выпавшего на годы Второй мировой войны, Диснея вывели съемки пропагандистских и учебных фильмов по заказу Госдепартамента США. Средствами мультипликации, например, был снят фильм «Победа с помощью воздушных сил», в котором излагалась история военной авиации страны. Но своей идеи выпуска полнометражных мультфильмов Дисней не оставил (всего он снял 21): «Золушка» (1950 г.), «Алиса в Стране Чудес» (1951 г.), «Питер Пэн» (1953 г.), «Леди и бродяга» (1955 г.), «Сто один далматинский дог» (1961 г., в нашем прокате «Сто один далматинец»). Пытаясь охватить все этапы создания фильма, Дисней все больше отходил от непосредственной работы художника-мультипликатора. Ему было тесно в рамках анимационного кино. В 1948 г. он начинает свою знаменитую серию познавательных цветных видовых фильмов: «Живая пустыня», «Исчезающая прерия», «Африканский лев», «Белая дикая местность». Параллельно он работает над детскими художественными фильмами «Остров сокровищ», «Робин Гуд» и др. С 1939 г. Дисней мог позволить себе многое в области киноискусства: он перевел компанию в новую, оснащенную новейшей техникой студию-фабрику в Бербанке (штат Калифорния), где и по сей день находится штаб-квартира «Уолт Дисней компани». Музыку и песни, специально созданные к мультфильмам, с 1949 г. записывали в дочерней «Музыкальной компании Уолта Диснея». Первым ее продуктом стали шесть песен к «Золушке», написанные М. Дэвидом, А. Хофманом и Д. Ливингстоном.

Читать дальше