Спонсоры:
Спонсоры:

Ганди Мохандас Карамчанд

image

(род. в 1869г.-ум. в 1948 г.)

Выдающийся лидер национально-освободительного движения Индии. Основоположник доктрины, получившей название «гандизм». Убит членом шовинистической индуистской организации «Раштрия сваям севак сангх».

«Спокойные темные глаза. Маленький тщедушный человек, худое лицо, большие оттопыренные уши. На голове белый колпак, одежда из белой грубой ткани, босые ноги. Он питается рисом, плодами, он не пьет ничего, кроме воды, он спит на досках, он спит мало, он работает без устали... ничего не поражает в нем с первого взгляда — только выражение великого терпения и великой любви» — так начинает свою книгу о Ганди знаменитый французский писатель Ромен Роллан, до глубины души потрясенный образом жизни и идеями Ганди. А в народе его считали святым и звали Махатмой — Великим Учителем и Великой душой Индии. Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 января 1869 г. в Пор-бандаре на северо-западе Индии. Его отец и дед, Оттам-чанд и Каба Ганди, были премьер-министрами при княжеских дворах и слыли людьми правдивыми, принципиальными, великодушными и глубоко религиозными. Они были приверженцами джайнизма — одного из наиболее радикальных течений индуизма — и принадлежали к высшей брахманской касте. Однако в ранние годы особой религиозностью Ганди не отличался. В 1887 г., вопреки требованиям членов своей касты, Мохандас, несмотря на угрозу остракизма, отправился в Европу, чтобы изучать юриспруденцию. Как ни странно, годы пребывания в Лондоне сделали его большим индийцем, чем он был до того. Здесь он впервые познакомился с английскими переводами «Бха-гаватгиты», которая произвела на него огромное впечатление и стала настольной книгой и главным источником познания истины. Изменилось и отношение Ганди к христианству. Новый Завет потряс молодого студента до глубины души. Много позже Ганди говорил, что Нагорная проповедь дала ему идею ненасильственного сопротивления. 10 июня 1891 г. юноша сдал экзамены, получил разрешение на занятия адвокатской практикой и отправился домой. В его активе были солидные знания по римскому и обычному английскому праву. Однако полное отсутствие подготовки по индуистскому и мусульманскому праву создало ему серьезные трудности на родине. Вскоре один из торговых домов в Пробандаре предложил ему отправиться в Южную Африку для ведения дел фирмы. В апреле 1893 г. Ганди отправился в Наталь и сразу же столкнулся с проявлениями дискриминации. Здесь для индусов были установлены обременительные налоги, унизительные полицейские требования. Обычным явлением были публичные оскорбления и даже линчевание «цветных». Их отказывались пускать в дилижансы, гостиницы, запрещали ходить по тротуарам и появляться на улицах после девяти часов вечера. Мохандас решил изменить существующие порядки и создал общественную организацию «Индийский конгресс Наталя», сыгравшую значительную роль в борьбе индийцев за свои права. Организация стала инструментом для создания и использования методов сатьяграхи — ненасильственной политической борьбы, основные идеи и формы которой были разработаны Ганди именно в этот период. Сатьяграха предполагала несотрудничество — отказ от государственной службы, правительственных наград, пользования государственными учреждениями, в том числе судами и школами, бойкот английских товаров; гражданское неповиновение — неподчинение установленным властями несправедливым порядкам и законам.

Читать дальше