Спонсоры:
Спонсоры:

Дюма Александр

Вдова Мари-Луиза осталась одна с четырехлетним сыном, который унаследовал многие черты своего отца — жизненную силу, энергию, волю, страсть к приключениям и даже внешность. Мальчик из провинциального городка рос, не получая никакого образования. Местный священник научил его читать и писать. А сам Александр освоил искусство каллиграфии, которое впоследствии ему очень пригодилось. В 13 лет он поступил писцом к местному нотариусу. К этому времени он уже сочинял стихи и мечтал о славе писателя, утешая себя тем, что великий Корнель тоже начинал свою карьеру писцом. В 18 лет юноше довелось совершенно случайно увидеть в Суассоне в исполнении учеников консерватории шекспировского «Гамлета». Так он одновременно открыл для себя Шекспира и театр. Теперь Александр не мог думать ни о чем, кроме театра, но театры были только в Париже. И он решился. В 20 лет покинул родной город и отправился завоевывать Париж, не имея ни профессии, ни богатых покровителей. По рекомендации генерала Фуа, старого друга отца, ему все же удалось получить место писца в канцелярии герцога Орлеанского, будущего короля Луи-Филиппа. Помогли два обстоятельства — великолепный почерк и то, что сам герцог находился в оппозиции к королевскому правительству. Один из сотрудников канцелярии, заметив невежество молодого Дюма, не без иронии посоветовал ему прочесть книги, которые, по его мнению, должен знать каждый образованный человек. Александр воспринял совет всерьез и с этих пор он на сон выделял лишь четыре часа в сутки, остальное время, свободное от работы, посвящал чтению. Так он получил серьезное книжное образование и уверенно решил, что теперь он завоюет Париж, Францию и весь мир своим пером. После нескольких бесплодных попыток написать пьесу для театра наконец к нему пришел успех: на сцене была поставлена первая драма Дюма «Генрих III и его двор». Герцог Орлеанский лично способствовал успеху премьеры, чтобы привлечь на свою сторону романтически настроенную молодежь. В мае 1832 г. в театре «Порт-Сен-Мартен» зрители встретили бурными аплодисментами следующую пьесу Дюма «Нельская башня» (не подписанную автором). За неполных 17 месяцев на сцене было поставлено семь пьес Александра Дюма. Успех, как ни странно, охладил интерес Дюма к драматургии. Вообще, отношения с театром у Дюма складывались, как и с женщинами: пылкая страсть вначале и безразличие тогда, когда одержана победа. Дюма временно отошел от театра, чтобы открыть для себя жанр повести и рассказа, а затем исторического романа. Меньше чем за четыре года (с 1844 по 1847 гг.) им было написано восемь, сразу же ставших знаменитыми, романов. Это — «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго», «Двадцать лет спустя», «Кавалер де ла Мэзон Руж», «Графиня де Монсоро», «Жозеф Бальзамо» и «Сорок пять». Дюма писал одновременно несколько произведений и печатал их параллельно в разных газетах. Романы, имевшие наибольший успех, он тут же переделывал в пьесы, работая без устали, как машина. Но и при таком сверхчеловеческом напряжении он не успевал воплощать в жизнь свои необъятные замыслы. Июльская монархия, как историки называют эпоху между двумя французскими революциями 1830—1848 гг., стала «золотым веком» крупной буржуазии — промышленников и финансистов. Новые богачи, сколотившие миллионные состояния, стремились к роскоши. В пригородах Парижа воздвигались великолепные дворцы, по улицам проезжали богатые кареты, на одеждах из шелка, бархата и парчи сверкало золотое шитье и драгоценные камни. Не мог не поддаться соблазну и Александр Дюма. Уж слишком глубок был контраст между нищетой его детства и заработанным тяжким трудом состоянием. В 1844 г., когда вышли два его самых известных романа «Граф Монте Кристо» и «Три мушкетера», он начал возводить в Сен-Жермене фантастический замок, который обошелся почти в миллион франков. В Париже он построил свой собственный Исторический театр, отделанный с небывалой роскошью, где должны были ставиться только его пьесы.

Читать дальше