Спонсоры:
Спонсоры:

Дюма Александр

Пьесы приносили автору не меньшую славу, чем романы. Если верна старинная формула, что мир — это театр, то для Дюма на подмостках театра всегда разыгрывалась увлекательная и вечно новая драма — драма любви. В любви и литературе он не изменял завету Вольтера: «Все жанры хороши, кроме скучного». Среди множества любовных историй писателя были трагедии и комедии, романтические мелодрамы и легкие веселые водевили. Да и сама жизнь для Дюма была бесконечной пьесой о любви, где самым важным драматургическим приемом служила захватывающая интрига страсти. И в ней он играл все роли — от пылкого первого любовника до обманутого мужа. Дотошные биографы подсчитали, что будто бы у автора «Трех мушкетеров» было 500 любовниц. О бурном темпераменте писателя в Париже ходило множество легенд. Создатель бессмертного гасконца их не опровергал и даже бравировал своей любвеобильностью: «Много любовниц я завожу из человеколюбия; если бы у меня была одна любовница, то она умерла бы через неделю». Список любовных побед Дюма открывался именем блондинки Адели Дальвэн, веселой, миниатюрной, пухленькой девушки, жившей в Вилле-Коттре. Сразу же по прибытии в Париж молодой Дюма обольстил чувствительную белошвейку Катрин Лабе, которая родила ему сына Александра, единственного ребенка, юридически признанного им. Спустя некоторое время Дюма женился на актрисе Иде Ферье, что не помешало ему в дальнейшем заводить множество любовных романов с особами всех социальных сословий — от аристократок до актрис и портних. Особенно бурными были его романы с дочерью литератора Матье Вильнава Мелани Вальдор, 30-летней замужней женщиной, которую Дюма обессмертил в драме «Анто-ни», и с актрисой Мари Дорваль. Захватывали его и другие любовные увлечения, которые страстно начинались, но очень быстро заканчивались. Последней любовью стареющего писателя стала американская актриса-наездница Ада Менкен, покорившая французскую столицу, выполняя конные трюки в пьесе «Пираты Саванны». Дюма ввел ее в мир литературной и светской богемы Парижа, обещал написать для нее пьесу по роману Вальтера Скотта «Монастырь», возил на ужины в Буживаль. В сохранившемся письме Дюма к Аде были такие строки: «Если верно, что у меня есть талант — то верно, что у меня есть любовь, и они принадлежат тебе». Судьба Ады Менкен оказалась трагичной. Она внезапно заболела и умерла от острого перитонита. На кладбище Пер-Лашез ее провожали горничная, несколько актеров и... любимая лошадь. Лето 1869 г. Дюма провел в Британии. Он искал спокойный уголок, чтобы дописать «Большую кулинарную энциклопедию» — последний всплеск вдохновения драматурга и романиста. В марте 1870 г. рукопись была передана издателю Альфонсу Лемеру. Это монументальное произведение великого французского гурмана, к сожалению, так и не увидело свет при его жизни и было издано уже в XX в. при участии Анатоля Франса. Той же весной Дюма уехал на юг. Он чувствовал, что его силы на исходе, и надеялся, что южное солнце укрепит его здоровье. Но все оказалось гораздо хуже. Парализованный после удара, он едва добрался к дому сына со словами: «Я хочу у тебя умереть». У сына Александра писатель нашел уют, покой, которые столь редко встречались в его сумбурной жизни. В доме сына он и скончался 6 декабря 1870 г., окруженный близкими и родными. В письме Жорж Санд Дюма-сын писал: «На его долю выпало счастье создать больше, чем кому-либо другому; это счастье — всегда испытывать потребность писать для того, чтобы воплотить самого себя и стольких других людей; счастье писать всегда только то, что его увлекало». Александр Дюма любил жизнь, и мир ответил признанием и той же любовью, которая не угасает вот уже более ста лет.