Спонсоры:
Спонсоры:

Дягилев Сергей Павлович

С 1913 г. балетная группа стала именоваться «Русский балет Сергея Дягилева». В том году во время лондонских гастролей, были показаны «Борис Годунов», «Хованщина» и «Псковитянка», а в следующем сезоне — «Золотой петушок» (опера, преобразованная в балет) и «Князь Игорь». И во всех спектаклях пел знаменитый Шаляпин, что гарантировало успех. В Париже труппа играла «Жизель», «Шехерезаду», «Петрушку», «Жар-Птицу» и другие спектакли. Позднее балет с большим успехом гастролировал в Риме, Берлине, в городах Америки. Таким образом, Дягилев внес огромный вклад в пропаганду русского искусства за рубежом и дал толчок к возрождению, а иногда и возникновению национальных балетов некоторых стран. После большевистского переворота 1917 г. маэстро надеялся побывать в России, позже завязал тесные отношения с Маяковским, который устроил приятелю советский паспорт, въездную и выездную визу. Но суеверный Дягилев в последний момент отменил поездку, опасаясь, что коммунисты не позволят ему вернуться во Францию. В 1920-е гг. знаменитый антрепренер стал заядлым библиофилом и собрал более двух тыс. редких изданий, а также автографы Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Глинки и др. В 1927 г. Сергей Павлович осуществил свой самый, пожалуй, рискованный и смелый проект, предложив парижской публике, среди которой было много эмигрантов, балет «Стальной скок» (название придумал он сам). В интервью, появившемся в русской газете «Возрождение», Дягилев так объяснил смысл своей неожиданной инициативы: «Я хотел изобразить современную Россию, которая живет, дышит, имеет собственную физиономию. Не мог же я ее представить в дореволюционном духе! Это постановка не большевистская, ни антибольшевистская, она вне пропаганды». Всего же знаменитому театральному деятелю удалось организовать около 80 оригинальных балетных и оперных спектаклей. Он часто говорил: «За мной вечно следуют восемь вагонов декораций и три тысячи костюмов». В мае—июле 1929 г. его балет, как всегда триумфально, выступил в Париже, Берлине и Лондоне, после чего все ушли на каникулы. Мэтр уехал отдыхать в Венецию и умер там 19 августа (уж не сбылось ли, в самом деле, предсказание лондонской гадалки о смерти «на воде»?). В литературе встречаются несколько самых разных причин его кончины: паралич, сменившийся коматозным состоянием, заражение крови, диабет. Но все мемуаристы вспоминают выдающегося театрального и художественного деятеля в конце его жизни очень больным и уставшим. Итальянский композитор Казелла в своих воспоминаниях писал: «Он умер один, в гостиничном номере, бедный, каким был всегда Он жил здесь в кредит, не имея возможности оплатить комнату». По словам учеников Дягилева, «он тратил миллионы и миллионы меценатских денег на своих артистов и практически ничего на себя. Всю жизнь маэстро прожил в гостиницах, имея только два костюма и пальто». Сергея Павловича похоронили на деньги богатой французской покровительницы искусства, друга и помощницы Мисии Серт. У его могилы, которая находится на Греческом кладбище рядом с надгробием И. Стравинского на острове-кладбище Сан-Микеле в Венеции, по-прежнему собираются почитатели, отдавая дань памяти этому человеку, чьи идеи сыграли очень важную роль в создании современного балетного танца. Не являясь профессионалом ни в одном из видов искусств, С. П. Дягилев сыграл выдающуюся роль в истории русской культуры начала XX столетия. «Дягилевская эпоха мирового балета» признана временем наивысшего расцвета балетного искусства. Именем организатора «Русских сезонов» названа одна из площадей в Париже, в театре Шатле установлена мемориальная доска, его бюст поставлен в Монте-Карло. Имя Дягилева носят «Гран-при» проводимых в Перми конкурсов артистов балета и центры антрепризы в Москве и Перми.