Спонсоры:
Спонсоры:

Ганди Мохандас Карамчанд

В годы войны англичане не упускали из виду ситуацию в колониях. Весной 1942 г. Черчилль решил направить в Дели декларацию правительства, в которой провозглашалось, что после окончания войны будут предприняты меры по созданию Индийского союза на правах доминиона Соединенного королевства. Документ провоцировал сепаратистские настроения в провинциях. Около 600 индийских княжеств наделялись правом создавать свои независимые государства. Был поставлен вопрос об образовании Пакистана, идею создания которого выдвинула Мусульманская лига. Ганди резко выступил против декларации. Это осложнило и без того непростую ситуацию в индийском политическом движении. В Конгрессе росли сепаратистские настроения. Пытаясь спасти положение, Ганди внес в Конгресс резолюцию, получившую название «Вон из Индии!» В ней содержались требования предоставления полной свободы стране. Реакция колониальных властей не заставила себя ждать. Конгресс был запрещен. 9 августа Махатма Ганди и руководители ИНК оказались в тюрьме, а народное возмущение подавлено оружием. На свободу он вышел только в 1944 г. после неоднократных голодовок, с серьезным ухудшением здоровья. После окончания войны англичане вынуждены были предпринять реальные шаги для предоставления Индии суверенитета. Колонизаторы понимали, что больше не в состоянии удерживать власть над огромной страной, жаждавшей освобождения. Поэтому они искали возможности уйти так, чтобы сохранить максимальное влияние на полуострове Индостан. Ловко используя религиозный фанатизм индуистов и мусульман, противоречия между Конгрессом и Мусульманской лигой, они добились разделения страны. Лидеры же Конгресса, многие из которых стали преследовать личные интересы, были недальновидны и нетерпеливы, только Ганди стремился избежать распада. Он убеждал сторонников, что вопрос о разделении, если он так необходим, должен решаться тогда, когда Индия получит полную независимость, без вмешательства англичан. Однако его увещевания не дали результатов. Политики больше думали о разделе мест в будущем правительстве, нежели о последствиях разделения. 15 августа 1947 г., день провозглашения независимости Индии, Махатма, может быть, единственный в стране, встретил без восторга. Его не обманули разглагольствования лидеров Конгресса по поводу «бескровной» революции, совершенной под его руководством. Его не подкупил титул «Отца нашей нации», провозглашенный председателем ИНК Крипалани в «Послании к нации». Образование мусульманского Пакистана не решило религиозно-этнических проблем. Тысячи мусульман и индусов оказались среди фанатично настроенного большинства. Начались погромы и поджоги. Народ, еще вчера рукоплескавший идеям ненасилия, в эти дни словно обезумел. Отмежевавшись от Конгресса, Ганди направил все силы на усмирение междоусобиц. Используя свой авторитет, он обращался к властям, общинам, гражданам, выступал на улицах с призывом прекратить беспорядки. Несколько недель он провел в Бенгалии, странствуя от деревни к деревне, затем посетил Бихар, Калькутту, а оттуда возвратился в Дели. Эти меры мало что дали. И тогда Ганди, стремясь образумить распоясавшиеся толпы, прибег к испытанному оружию. 12 января 1948 г. он начал голодовку до тех пор, пока в Дели не восстановится мир и спокойствие. И вновь его авторитет сделал чудо. Ужаснувшись содеянному, народ постепенно прекратил жестокие расправы. Представители индусов и мусульман в присутствии Учителя подписали клятву о сохранении мира между общинами. Его действия вызывали острое неприятие со стороны экстремистов. Они обвинили Ганди в «предательстве дела индусов» и угрожали скорой расправой. 30 января 1948 г. в четыре часа дня член шовинистической организации «Раштрия сваям севак сангх» фанатик Н. Годсе убил его выстрелом из пистолета. За два дня до смерти Махатма говорил, что «умрет от пули безумца». Он трезво оценивал ситуацию и еще в июне, до провозглашения независимости, подвел грустный итог многолетней борьбы: «То, что мы осуществляли на практике, не является ненасильственным сопротивлением; это было лишь пассивное сопротивление, на которое способны только слабые, потому что они не могут, а не потому, что не хотят оказать вооруженное сопротивление. Если бы мы умели осуществлять принципы ненасильственного сопротивления, на которое способны только люди с отважными сердцами, то мы явили бы миру совершенно иную картину свободной Индии, не разорванной на две части, каждая из которых весьма подозрительно относится к другой, и обе слишком заняты междоусобной борьбой, чтобы подумать о пище и одежде для миллионов голодных и нагих людей». Но идеям Махатмы не суждено было умереть вместе с их автором. Последователи Ганди на всех континентах в той или иной степени использовали и используют средства сатьяграхи, которую Учитель понимал как твердость и решимость в отстаивании истины и справедливости.