Спонсоры:
Спонсоры:

Ли Брюс

Спустя много лет он признавал: «Своему нынешнему уровню я обязан тренировкам, осуществленным в стиле Винг Чун. Ему я был обучен учителем Йип Мэном, лидером нашего времени школы Винг Чун в Гонконге, где я вырос». Мальчик тренировался шесть раз в неделю. «Он превратился в настоящего фанатика», — вспоминал его брат Питер. Даже оставаясь один в комнате, Брюс вновь и вновь закреплял технические приемы, позируя перед зеркалом. В марте 1958 г. он участвовал в межшкольных соревнованиях по боксу и нанес поражение Гари Элмсу, три года удерживавшему титул чемпиона. Но уже в следующем году, после нескольких серьезных уличных драк, родители отправили его в Америку, подальше от мафии и полиции. Так Брюс снова оказался в Сан-Франциско — городе, где родился 18 лет назад. В кармане у него был всего 100 долларов. Сначала он зарабатывал на жизнь уроками танцев, затем переехал в Сиэтл, где служил официантом и даже оформителем газеты. Хотя в школьные годы Брюс не отличался способностями к точным наукам, он успешно окончил Высшую техническую школу Эдисона и поступил в университет имени Вашингтона, который, впрочем, не окончил. Именно в это время он стал давать первые уроки кунг-фу, уже тогда связывая свое будущее с боевыми искусствами. В 1964 г. Брюс женился на молодой американке шведского происхождения, Линде Эмери, и переехал в Окленд к своему другу Джеймсу Ли. Калифорния виделась ему более перспективной для преподавания кунг-фу. В узком кругу специалистов Маленького Дракона знали, но всерьез он заявил о себе на международных состязаниях в Лонг-Бич, когда продемонстрировал свою технику на публике. Там он показал свой знаменитый удар кулаком без замаха. Пленка с этой сценой попала на глаза телевизионному продюсеру Уильяму Дозье, снимавшему в то время сериал «Бэтмэн» и искавшего эксперта по боевым искусствам. Так Брюс Ли оказался на съемочной площадке. В сентябре 1965 г. Дозье решил снять сериал «Зеленый Шершень», где Брюсу поручили сыграть роль второго плана. Американцы не проявили к дебютанту никакого интереса, зато в Азии он стал настоящей звездой. В течение нескольких лет Ли снимался в различных эпизодических и второстепенных ролях в популярных телесериалах «Айрон-сайд», «Блонди», «Лонгстрит», «Марлоу», «Аварийная команда». В 1970 г. он подписал контракт с Раймондом Чоу из студии «Золотой урожай». Первый фильм, называвшийся «Кулак ярости», побил все рекорды популярности в Гонконге и дал прибыль в 3,4 млн долларов. В этот момент восходящую звезду кинематографа ждало страшное испытание — работая со штангой, Брюс повредил позвоночник и оказался на 3 месяца прикованным к постели. За это время он изучил работы виднейшего мыслителя Джидду Кришнамурти и систематизировал свои идеи. Так родилось джет-кун-до («Путь опережающего кулака»), «стиль без стиля» — как его называл сам Брюс. В то время он писал: «В искусстве кунг-фу существует три стадии. Первая — примитивная, т. е. стадия полнейшего незнания. Вторая — стадия автоматизма, когда разум захвачен еще анализом различных движений. И третья — стадия непосредственного действия: когда вместо того, чтобы навязывать свой стиль противнику, приспосабливаются под его технику, проанализировав ее слабые и сильные стороны, а затем воссоединив все вместе, по возможности улучшив». В 1971 г. Брюс уехал в Гонконг, где подписал с продюсером Раймондом Чоу контракт на два фильма — «Большой Босс» и «Китайский связной». Первоначально в картине «Большой Босс» Брюсу была отведена роль второго плана, но после первых же сцен режиссер предложил ему главную роль. Снималась картина практически без сценария, а режиссер Ло Вэй, ветеран китайского кино, не терпел ни советов, ни критики. В ужасных съемочных условиях Брюс похудел на пять килограммов, ссадины, полученные им при выполнении приемов, воспалялись и долго не заживали, беспокоила и старая травма спины. Но, несмотря на все это и непрекращающиеся конфликты с режиссером, Брюс работал самоотверженно. Ему, в частности, принадлежала идея снимать длинные эпизоды поединков неподвижной камерой с одной точки — так яснее было, что бои проводятся «живьем», без трюков и дублеров. Фильм «Большой Босс», а за ним и «Китайский связной» завоевали огромный успех у зрителей. Все то, о чем мечтал Брюс, все, в чем он уверял своих друзей и знакомых, все то, что он намеревался сделать, — теперь было им достигнуто или, по крайней мере, находилось в каком-то шаге от цели. В следующем году Ли совместно с Раймондом Чоу создал собственную киностудию «Конкорд филм» и приступил к съемкам картины «Путь Дракона». Брюс делал фильм едва ли не в одиночку, выступая в качестве директора, режиссера, исполнителя главной роли и постановщика боевых сцен. Постановка драк была привилегией и специальностью Брюса. Вначале все сцены планировались на бумаге — каждое движение под разным углом зрения. Так, например, только его последняя большая дуэль с чемпионом США по карате Чаком Норрисом потребовала 20 страниц инструкций. Он контролировал полностью всю работу над фильмом, ни одна деталь не ускользала от его внимания — дублирование, устройство декораций, выбор костюмов. Кроме того, он сам редактировал и монтировал фильм. Когда Брюс Ли заявил для печати, что «Путь Дракона» соберет 5 млн долларов, над ним смеялись. Однако когда картина вышла на экраны, она собрала более пяти миллиардов. Учениками Брюса Ли признавали себя многократные чемпионы США Чак Норрис, Джо Левис и Майк-Стоун — этот факт говорит сам за себя. Брюс Ли не участвовал ни в каких соревнованиях, считая, что ограничения правилами и амбиции противоречат духу кунг-фу. В то же время он спарринговал столько, сколько это было возможно. Его совершенствование было непрерывным и безграничным. Чемпион США 1970 г. по профессиональному карате Боб Уолл однажды сказал: «Брюс был гением... Он отказывался от традиционных соревнований по причине возможного несправедливого отношения к себе, и в частности пристрастности арбитров. При наличии полного контакта он выигрывал бы наверняка. На мой взгляд, он был бы чемпионом мира в своей категории. Но, разумеется, нужно быть реалистом: он обладал очень маленьким весом и, конечно, с тяжелым партнером ничего не смог бы сделать. Не нужно смешивать фильмы и реальность».

Читать дальше