Спонсоры:
Спонсоры:

Лист Ференц

image

(род. в 1811 г. — ум. в 1886 г.)

Венгерский пианист, композитор, музыкальный критик, педагог. Собственных сочинений — 647, в том числе 63 произведения для оркестра, оратории и мессы, около 300— для фортепиано. Особенной популярностью пользуются его рапсодии, этюды, полонезы, ноктюрны, фантазии, переложенные для фортепиано сочинения Баха, Бетховена, парафразы на мотивы из опер Россини, Вагнера, Мейербера, Глинки, Чайковского и других композиторов. Создатель нового музыкального жанра — симфонической поэмы, в котором им написаны «Прелюды», «Тассо», «Мазепа» и др.

Как высочайшему профессионалу, заложившему основы классического пианизма, Ференцу Листу не было равных и среди современников, и в последующих поколениях музыкантов. Природа наградила его феноменальным даром — абсолютным слухом и поразительной музыкальностью, проявившейся в страсти к любимому инструменту, фортепиано. Он одинаково гениально и играл на нем, и сочинял редкую по красоте музыку, которая до сих пор входит в репертуар лучших музыкантов мира. Ференц Лист родился 22 октября 1811 г. в венгерской деревушке Доборьян близ небольшого городка Шопрон. Его отец, Адам Лист, один из управляющих в огромном имении графа Эстерхази, был музыкантом-любителем и всячески поощрял рано пробудившийся интерес сына к музыке. А ее маленький Лист любил до самозабвения. Уже в пятилетнем возрасте он мог подобрать на фортепиано любую из услышанных мелодий, а в семь — свободно импровизировал и поражал необычайной для его лет музыкальной техникой. Весть о чудо-ребенке быстро разнеслась по округе, и вскоре юное дарование удостоилось чести играть в великолепном дворце графа Эстерхази. Исполнение настолько поразило гостей графа, что несколько венгерских дворян вызвались оплатить дальнейшее музыкальное образование талантливого мальчика. Десятилетнего Ференца послали в Вену, считавшуюся тогда музыкальной столицей Европы, где он полтора года брал уроки игры на фортепиано у знаменитого педагога Карла Черни, прозванного «делателем виртуозов», а уроки композиции и гармонии — у самого Антонио Сальери. Венский дебют Листа состоялся в декабре 1822 г. Публика была в восторге от пятнадцатилетнего музыканта, а критики тут же окрестили юношу «чародеем фортепьяно», подобно тому, как его старшего современника Ник-коло Паганини называли «чародеем скрипки». В 1823 г. на одном из концертов Ференца обнял и поцеловал великий Бетховен, который к тому времени уже был глухим и не мог слышать игры пианиста, но он ее видел и сумел угадать в юном Листе большой талант.

Читать дальше