Спонсоры:
Спонсоры:

Лукас Джордж

В 1969 г. Лукас снял документальный фильм о своем старшем товарище «Кинематографист», а годом спустя при его финансовой поддержке дебютировал как режиссер, автор сюжета и монтажер в художественном фильме «ТНХ 1138: ЕВ — Электронный лабиринт», развив в нем футуристические антиутопические идеи в духе Замятина—Хаксли—Оруэлла, основываясь на своей студенческой ленте. Хорошо продуманная и снятая с минимумом спецэффектов (а следовательно и затрат) картина поражала авторской фантазией, что позже дало повод критикам, раздраженным огромными бюджетами его последующих работ, называть этот фильм лучшим в творческой карьере Лукаса. С первой попытки Джордж получил известность и славу «режиссера-интеллектуала», но остался недоволен финансовым результатом. «После "ТНХ" я понял, что должен либо делать кино, которое дает прибыль, либо сидеть и читать книжки. Мне не хотелось тратить энергию за 3000 долларов... мне не хотелось, чтобы меня содержала жена... и поэтому я решил сделать рок-н-ролльно-автомо-бильный фильм» по собственному сценарию. «Американские граффити» (1973 г.) — это почти автобиографическая картина. Своими индивидуальными чертами Лукас наделил трех героев-школьников: несчастного Тода, страстного гонщика и любопытствующего подростка. Фонограмма «фильма-фрески о временах невинности» (начало 1960-х гг.) изобиловала хитами той поры, что впоследствии стало обязательным для «ретро»-картин. В ленте проявилась и принципиальная черта, отличающая стиль Лукаса: романтизация действительности при исторической достоверности быта и событий, звучавших утраченной сказкой. Прокатом фильма «Американские граффити» Джордж остался доволен: при затратах всего в 750 тыс. долларов он стал одним из чемпионов 1970-х гг. по кассовым сборам и принес создателю «Золотой глобус», пять номинаций на «Оскар» и средства для реализации новых проектов. С 1973 по 1979 г. Лукас работал над сценарием «Звездных войн». Одноименный роман, написанный в соавторстве с А. Д. Фостером в 1976 г., годом спустя на очередном конгрессе Всемирного сообщества научной фантастики был удостоен престижной премии «Хьюго». Одновременно на экраны вышел и фильм, поднявший своего создателя на космическую высоту. Интересно, что сценарий «Звездных войн» был отвергнут множеством студий и только «XX Century Fox» решила рискнуть и снять «малобюджет-ку». Не считая ее прибыльной, студия пошла на невиданные условия: отдала 40 % кассовых сборов и все права на фильм и всевозможное использование идеи в обмен на отказ режиссера от гонорара. Никто не ожидал, что картина сломает все представления о возможностях кино в области научной фантастики. Но после ошеломляющего успеха Лукас практически перестал заниматься режиссурой, объяснив это так: «Не люблю режиссуру... не люблю этих постоянных контактов с капризными актерами... режиссура — это постоянное эмоциональное напряжение, это страшно тяжелая работа по двенадцать, шестнадцать часов в день без выходных. Я понял, что режиссура опасна для моего здоровья». С тех пор его основным занятием стало продюсер-ство, написание сценариев и руководство постановками. Он придумал сюжет и спродюсировал продолжение космической саги — «Империя наносит ответный удар» (1980 г.) и «Возвращение Джедая» (1983 г.). Исполняя те же функции Лукас подключился к Стивену Спилбергу, работающему над трилогией об искателе приключений Индиане Джонсу. («Индиана Джонс и храм Рока», 1984 г.; «Индиана Джонс и последний крестовый поход», 1989 г.). Эти фильмы упрочили престиж Джорджа в мире кино, но особую благодарность зрители выразили ему за актера, исполняющего в них главные роли. Как-то начинающий режиссер заказал для солидности стол для офиса у преуспевающего краснодеревщика и в благодарность за изумительную работу дал мастеру небольшую роль в ленте «Американские граффити» — так «родился» актер Харрисон Форд, названный Ассоциацией американских дистрибьюторов «актером века — самым популярным и желаемым на экране». Лукас не только успешно открывал таланты, придумывал умопомрачительные сюжеты и писал книги (по своему сценарию к фильму «Уиллоу» (1988 г.) он совместно с К. Кларемонтом в 1995—1999 гг. написал трилогию «Тень войны»), но и благодаря какому-то чутью никогда не ошибался, вкладывая деньги как продюсер. К тому же параллельно с кино в жизни Лукаса существовал и мир бизнеса, практически полностью «завязанный» на кинематограф. Еще в 1971 г. он организовал студию «Lucasfilms Ltd», a позже (1979—1985 гг.) специально под нее выстроил в Сан-Рафаэле ранчо Skywalker. Помимо основной компании, в 1975 г. Лукас организовал фирмы «Industrial Light & Magic (ILM)», разрабатывающую специальные и визуальные эффекты, и «Skywalker Sound» (1975), фактически являющуюся научно-исследовательским институтом, изучающим звуковые эффекты. Получив в свое распоряжение спецэффекты, цвет и звук, он резко повысил качество своих фильмов, но все же остался недоволен тем, как они смотрятся и звучат на экране. Лукас дал задание талантливому инженеру своей фирмы переосмыслить сам процесс воспроизводства звука — в результате по всему миру около тысячи кинотеатров, приобретя лицензии, отслеживают стандарт качества звука на аппаратуре, созданной компанией «TNX Group», производящей оборудование для кинотеатров и системы «домашний кинотеатр». Не остался равнодушен режиссер и к сфере компьютерных игр. Его компания «LucasArts» (1989) стала одним из китов этой индустрии. А свою процветающую студию компьютерной анимации «Pixar» он впоследствии продал Стиву Джобсу из фирмы «Apple Computers». Лукас всегда был пионером в области цифровых технологий, считая это естественным переходом к кинематографу будущего, как «от фресок к масляной живописи». Он одним из первых обратился к съемкам цифровой камерой, и не только эпизодов, которые необходимо дополнить компьютерными спецэффектами, но и полностью всего фильма. Используя новейшие технико-компьютерные достижения, Лукас после 20-летнего перерыва триумфально возвратился в режиссуру, подарив фанатам «Звездных войн» «Эпизод I. Скрытая угроза» (1999 г.) и «Эпизод II. Война клонов» (2002 г.), действия которых предшествуют событиям первого фильма-трилогии. О выходе «Скрытой угрозы» стали говорить за два года до ее появления на экраны, а предприимчивый режиссер предложил студии «XX Century Fox» повторно выпустить видеокассеты. И если на пике популярности первой трилогии было продано 300 тыс. копий, то в преддверии новой эпопеи зрители раскупили 20 млн кассет.

Читать дальше