Спонсоры:
Спонсоры:

Люмьер Луи, Люмьер Огюст

Два самых известных фильма братьев Люмьер — «Прибытие поезда» и «Политый поливальщик» — намечали пути дальнейшего развития кино. В «Прибытии поезда» Луи Люмьер использовал все возможности, таящиеся в объективе с большим фокусным расстоянием. Сначала на экране появлялся общий план пустого вокзала и рабочий, проходящий с тележкой по перрону. Затем на горизонте возникала быстро растущая черная точка. Вскоре паровоз занимал почти весь экран, стремительно надвигаясь на зрителей. Были сняты крупным планом очень четко крестьянин и девушка. При этом планы не снимались отдельно, а являлись результатом своеобразного варианта «трэвеллинга» (съемки движения), при котором съемочная камера не перемещалась, а все объекты изменения точки зрения давали то же разнообразие планов, как и при современном последовательном монтаже. «Политый поливальщик» не обладал техническими * достоинствами «Прибытия поезда». Секрет его успеха был заложен в сценарии. Сюжет был придуман одним из членов семьи Люмьер, а фильм снят в саду на их даче. Содержание его незатейливо: садовник поливает цветы из брандспойта, мальчик, очевидно сынишка садовника, наступает ногой на шланг, и вода перестает течь. Садовник рассматривает брандспойт, мальчик отпускает ногу, вода с силой бьет в лицо садовнику. Обнаружив виновного, садовник дает ему шлепков. Это был единственный игровой фильм в первой программе братьев Люмьер. В 1895 и 1896 гг. братья сняли около пятидесяти коротких зарисовок на разные темы. При их создании было придумано множество способов киносъемки, которые используются режиссерами и по сей день. В то же время разосланные по многим странам мира операторы присылали Люмьерам интересные кинокадры. Так хроника дореволюционной России изобиловала военными парадами, торжественными выходами царствующих особ, пожарами, стихийными бедствиями. Эти картины, снятые с натуры, положили начало созданию кинохроники и превращению документального кино в средство массовой визуальной информации. Всего фирма Люмьеров выпустила около 1,5 тысяч фильмов, но ни Огюст, ни Луи не верили в великое будущее своего детища и упустили инициативу из рук. Не выдержав конкуренции с другими компаниями, в 1898 г. братья заявили, что снимать кино больше не собираются. Они продолжали заниматься промышленным производством кино- и фотопленки, а также киноаппаратов. Несколько лет спустя они вообще свернули производство и продали свои патенты. Однако и после этого братья продолжали интересоваться кинематографом, производили первые опыты в области объемного и цветного кино. В 1919 г. Луи Люмьер был избран членом Французской академии наук, а 1946 г., за два года до смерти, передал Французской синематеке около 1800 лент, снятых им вместе с братом. Луи Жан Люмьер умер 6 июня 1948 г. в Бандоле, а его брат Огюст — 10 апреля 1954 г. в Лионе. После их смерти во Франции была учреждена премия имени братьев Люмьер, ежегодно присуждаемая авторам документальных фильмов. С того момента как братья Люмьер показали публике свой первый фильм «Прибытие поезда» прошло уже больше ста лет. Интерес к этому виду искусства не угасает, и можно предположить, что следующие сто лет будут для кинематографа такими же удачными.