Спонсоры:
Оргтехника для офиса. Выберите мфу бразер США. Е96.ру
Спонсоры:

Лютер Мартин

Дисциплина в родительском доме была строгая и даже суровая. Позднее Лютер вспоминал: «Матушка однажды высекла меня до крови за какой-то несчастный орех». Некоторые биографы полагают, что именно суровые нравы, царившие в семье, толкнули юношу в монастырь. Так это или нет, доподлинно неизвестно, но сомнений в том, что Мартина любили и уважали в семье, нет. Образование Лютер получил в церковных школах, где царили тоже достаточно строгие нравы. Школа не только не освобождала от усвоенных с детства верований, но скорее подкрепляла их. Детей учили религиозным песнопениям, они присутствовали на мессах и вечернях, а в святые дни участвовали в красочных процессиях. В каждом из тех городов, где довелось учиться Мартину Лютеру, было множество храмов и монастырей... Все обучение — дома, в школе, в университете — было направлено на то, чтобы вселить страх перед Богом и благоговейное отношение к церкви. Основой школьного обучения являлась зубрежка, подкрепленная розгами. Цель обучения состояла в том, чтобы школьники получили навыки устной речи в латыни. Мартин был старательным учеником, учиться ему нравилось. Он был обычным беззаботным мальчишкой — любил музыку, хорошо играл на лютне и восхищался красотой природы Германии. В 1501 г. Лютер поступил в Эрфуртский университет и через четыре года окончил его со степенью магистра «свободных искусств». Родители хотели, чтобы Мартин продолжил учебу и выучился на юриста. Они прочили сыну успешную карьеру и выгодный брак, что позволило бы ему содержать их в старости. Когда Лютер получил степень магистра, отец даже стал обращаться к нему на «вы». Но вопреки родительской воле Мартин не стал изучать юриспруденцию, а постригся в монахи. Лютера давно мучил вопрос об участи человека в мире. Его эпоха была эпохой настоящего культа смерти, зародившегося столетием ранее после эпидемий «черной смерти» — чумы, но наибольший страх ему внушала даже не смерть, а последующий суд и угроза вечного проклятия. В верованиях или душевных порывах Лютера не было ничего особенного, если не считать их страстности. Мысли о смерти весьма угнетали его, но в этом он был вовсе не одинок. Человек, позднее восставший против монашества, стал монахом по той же самой причине, что и тысячи других, а именно: для того чтобы спасти свою душу. Большинство биографов считает, что непосредственным поводом к его решению явилась неожиданная встреча со смертью в тот памятный июльский день 1505 года. Мартин постригся в монахи, избрав обитель с суровыми порядками — реформированную обшину августинцев. Среди остальных монахов августинского монастыря Лютер выделялся незаурядными способностями. В сентябре 1506 г. он принес последние обеты и уже весной стал священником. Каждый день он начинал с молитвы: «Хорошо помолиться, — говорил он часто, — лучше, чем наполовину выучить задание». Он вел очень строгий образ жизни, стремясь постом, бдением и бичеванием искоренить свои дурные наклонности, чего не мог достичь монашеским послушанием. Лютер постился иногда трое суток подряд. Он отказался от полагавшихся ему одеял и чуть не простудился насмерть. «Я и в самом деле был благочестивым монахом, — говорил он впоследствии, — и исполнял предписания ордена точнее, чем даже могу это выразить словами. И если бы кто-либо из монахов своими подвигами мог бы заслужить Царство Небесное, то и я, без сомнения, имел бы на это право». В результате суровых добровольных лишений он потерял много сил, начались судороги и обмороки, от которых он никогда уже не мог полностью избавиться. Но, несмотря на все усилия, его страждущая душа не находила покоя. После принятия Лютером священнического сана он был приглашен на преподавательскую работу в Витген-бергский университет. Там он занялся изучением Библии на языках оригинала. В 1512г. университет присвоил ему степень доктора богословия. Лютер быстро выдвинулся на преподавательском поприще и регулярно проповедовал в приходской церкви. Его красноречие покоряло слушателей: сила и ясность излагаемой им истины воздействовали на ум, а его воодушевление трогало их сердца. Целеустремленное изучение Библии и сочинений средневековых мистиков привели Мартина Лютера к разрыву с католической доктриной оправдания посредством «добрых дел» и к утверждению личной веры как единственного пути спасения. Решение проблемы пришло к Лютеру не в результате внезапного озарения, но в результате чтения Священного Писания, которое ему пришлось изучать особенно пристально, когда он был назначен на кафедру библейской экзегезы. Подготовив и прочитав в периоде 1513 по 1516 г. курсы лекций, посвященных изъяснению Псалмов и посланий апостола Павла, Лютер пришел к убеждению, что спасение человека зависит исключительно от Божьей благодати, которая стала доступной только благодаря жертвенной смерти Христа. Для спасения человеку необходимо только уверовать и принимать все то, что сделал ради него Бог. Это убеждение и легло в основание богословской системы Лютера, центром которой стало учение об оправдании верой. Он утверждал, что всякий человек отвечает сам за себя перед Богом. Именно в этом и заключалась суть индивидуализма Лютера. Чтобы таинство оказалось действенным, необходима личная вера. Из такой теории вполне логично следовал вывод, что церковь должна состоять лишь из людей, обладающих горячей личной верой; поскольку же число таких людей всегда невелико, то церковь должна быть сравнительно небольшим собранием. Лютер неоднократно и совершенно недвусмысленно говорил об этом.

Читать дальше