Спонсоры:
Спонсоры:

Манн Томас

Тему жизни буржуазной семьи писатель продолжил в первом, наиболее известном романе «Будденброки», который носил автобиографический характер и рассказывал об упадке и крахе большой торговой фирмы в Любеке. Используя традиционную форму скандинавской семейной саги, писатель придал своему повествованию поистине эпические черты: в судьбе его героев видится судьба всей буржуазной культуры. В реалистическом и в то же время полном иносказаний романе ощущалось стремление автора, с одной стороны, к эстетизму, а с другой — к бюргерскому здравомыслию. По мере того как каждое новое поколение Будденброков становилось все более неуверенным в себе, ослабевала их жажда деятельности. Семейная линия обрывается, когда подросток Ганно, одаренный скрипач, умирает от лихорадки, а по существу, от недостатка воли и неприспособленности к жизни. Тема сложных человеческих взаимоотношений проступила и в новелле «Тонио Крегер», имевшей большой успех у читателей. Как и шекспировский Гамлет, Тонио приходит к выводу, что из-за своей утонченности он не способен к активному действию и только любовь может спасти его от нравственного паралича, вызванного напряженным умственным трудом. Возможно, исследовав образ своего героя, Томас Манн и сам пришел к мысли о более прочном жизненном устройстве. Для начала он решил обзавестись семьей и в 1905 г. женился на Кате Прингсхейм, дочери крупного математика, потомка старинного еврейского рода банкиров и купцов. У Маннов родилось шестеро детей — три дочери (одна из них стала актрисой) и три сына, старший из которых стал писателем. И все же семейная жизнь не помогла Томасу решить все его интеллектуальные проблемы. Любовь не избавила Манна и от гомосексуальных влечений, которые преследовали его всю жизнь. С особой остротой такая любовь изображена писателем в новелле «Смерть в Венеции». Ее герой, стареющий Густав фон Ашенбах, пожертвовавший всем в жизни ради искусства, оказался во власти саморазрушительной и неудовлетворенной страсти к необыкновенно красивому мальчику. В этом блестяще написанном произведении присутствуют некоторые темы и более поздних книг Манна — одиночество художника, отождествление недута физического и духовного, разрушительное воздействие искусства на психику. С началом Первой мировой войны Манн пережил глубокий моральный и духовный кризис, отразившийся на его творчестве. В военные годы он оставил художественную прозу, полностью перейдя на публицистику. В объемистой книге «Размышление аполитичного», написанной им во время войны, он резко критиковал либеральный оптимизм, выступал против рационалистической философии в защиту немецкого национального духа. Однако с характерной для себя иронией писатель отмечал, что его собственный вклад в литературу, видимо, способствует развитию того самого рационалистического гуманизма, против которого он ополчается. После войны Манн снова обратился к литературному творчеству. В 1924 г. вышел в свет роман «Волшебная гора», одно из самых ироничных и блестящих произведений в духе «романа воспитания». Герой романа Ганс Касторп — вполне заурядный молодой инженер из Северной Германии — приезжает в швейцарский туберкулезный санаторий навестить свою кузину. Чем дольше он находится среди состоятельных пациентов, тем чаще ведет с ними интеллектуальные разговоры, восхищаясь образом жизни собеседников, который не имеет ничего общего с его однообразным существованием. Но «Волшебная гора» — это не только история духовного развития Ганса, это и глубокий анализ предвоенной европейской культуры. Роман представляет собой попытку пересмотреть многие проблемы, волновавшие Европу на заре нового века, включая и моральные ценности. В 1929 г. писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе «прежде всего, за великий роман "Будденброки", который стал классикой современной литературы, и популярность которого неуклонно растет». В своей приветственной речи член Шведской академии Фредерик Бок сказал, что «Томас Манн стал первым немецким романистом, который достиг уровня Чарльза Диккенса, Гюстава Флобера и Льва Толстого». Бок также отметил, что Манн, с одной стороны, создал сложное духовное искусство, а с другой — подверг сомнению его целесообразность. По мнению Бока, величие писателя заключалось в его способности примирить «поэтическую приподнятость, интеллектуальность с любовью ко всему земному». В 1930-е годы Томаса Манна снова увлекла политика. Он произнес речь в Берлине, озаглавленную «Призыв к разуму», в которой призвал к созданию общего фронта социалистов и буржуазных либералов для борьбы против нацистской угрозы. В очерках и речах, которые Манн писал и произносил в эти годы по всей Европе, звучала критика политики нацистов. Когда в 1933 г. Гитлер стал канцлером, писатель и его жена, находившиеся в это время в Швейцарии, решили в Германию не возвращаться и поселились недалеко от Цюриха. В 1936 г. Манн был лишен немецкого гражданства, а также почетной докторской степени Боннского университета, которую ему возвратили лишь в 1949 г.

Читать дальше