Спонсоры:
Спонсоры:

Ларошфуко Франсуа де

Вскоре Ларошфуко проявил себя и как талантливый военачальник. Собранные им войска, выступившие против королевской армии, успешно держали оборону, а сам герцог обнаружил талант не только полководца, но также искусного дипломата и мужественного воина. После восстановления мира молодой Людовик XIV продолжил свое историческое правление, а Ларошфуко вернулся в поместье и занялся хозяйством. Заодно он осмысливал пережитые события и записывал воспоминания, которые получили название «Мемуары» и были изданы в 1662 г. Они подводили итог времени, полного надежд и разочарований, побед и поражений. Основой философских и нравственных взглядов Ларошфуко послужил жизненный и политический опыт. Своей задачей автор «Мемуаров» ставил осмысление личной деятельности в служении государству, доказательство правоты своих поступков в политической борьбе. В книге представлены яркие характеристики главных действующих лиц того времени — короля Людовика XIII, кардиналов Ришелье и Мазарини, принцев Конде, — даны точные описания драматических событий, развернувшихся во Франции во время гражданской войны. Когда «Мемуары» вышли в свет, Ларошфуко уже жил в Париже. Со временем ему простились прежние бунтарские настроения, недавний мятежник получил окончательное прощение. Людовик XIV назначил ему солидную пенсию, сыновья Ларошфуко заняли важные и выгодные должности. Правда, сам философ уже редко появлялся при дворе, но когда это случалось, «король-солнце» всегда одаривал его особым вниманием, оказывая всяческие знаки уважения. И все же, как ни интересны с исторической точки зрения мемуары Ларошфуко, не они принесли ему славу. Знаменитым его сделала небольшая книжица под названием «Максимы» — оригинальная проза в афоризмах. Всего максим более шестисот — парадоксальных, лукавых, остроумных, желчных фраз в несколько строк, а порой и в несколько слов. Разумеется, все они принадлежат к мудрости интеллектуальной, великосветской — тщательно отделанные, оправленные великолепным живым языком и бьющие, как говорят, не в бровь, а в глаз. Совершенно очевидно: автор афоризмов — частый посетитель философских и литературных салонов, где каждое острое и меткое слово ценилось чрезвычайно высоко. Собственно, афоризмы так и построены, будто великосветский собеседник, прохаживаясь по залу, то там, то здесь роняет крылатую фразу, после которой либо раздается смех, либо проносится шепот восхищения. К слову сказать, в ту пору моралистическая литература в жанре максим была весьма популярной. Особенно культивировалась она в салоне маркизы де Сабле, где часто бывал Ларошфуко. Сама маркиза слыла женщиной умной, образованной, занималась политикой, интересовалась литературой. В салоне велись философские, литературные и даже научные дискуссии. Однако наибольший интерес вызывали психологические проблемы, раскрывающие тайны человеческой судьбы, сложные повороты характера, внутреннюю жизнь личности. Собеседники блистали остроумием, подвергая тонкому анализу чувства и мысли, соотношение разума и внешних вещей. Чутье языка помогало формулировать точные определения с тщательно подобранными синонимами, характеристиками, определениями. Маркиза де Сабле и сама упражнялась в изящной словесности, составляя сборники изречений и афоризмов. Вот в этой благотворной атмосфере и рождались «Максимы» Ларошфуко. Салонная игра подсказывала форму, в которой писатель смог выразить свои взгляды на природу человека. Работе над книгой Ларошфуко посвятил весь остаток жизни. Выйдя в свет, «Максимы» сразу же приобрели огромную популярность. С 1665 по 1678 г. писатель переиздавал книгу пять раз. Ларошфуко был признан крупнейшим писателем, большим знатоком человеческих сердец, а Французская академия приняла его в свои члены. Смерть застала Франсуа де Ларошфуко 17 марта 1680 г. Он умер в своем особняке от приступа подагры, которая мучила его долгие годы. «Максимы» Ларошфуко были одним из оригинальных жанров моралистической литературы XVII в. Но читая эту своеобразную мини-энциклопедию нравов и поведения, легко убедиться, что мыслитель был прекрасно осведомлен в античной и современной ему философии. Проанализировав строение чувственной природы человека, Ларошфуко вывел единственную движущую силу поведения людей — себялюбие: «Себялюбие — это любовь человека к себе и ко всему, что составляет его благо. Оно побуждает людей боготворить себя и, если судьба им потворствует, тиранить других; довольство оно находит лишь в себе самом, а на всем постороннем останавливается, как пчела на цветке, стараясь извлечь из него пользу... Даже прирожденная свирепость реже толкает на жестокие поступки, нежели себялюбие». Пороки и добродетели Ларошфуко объясняет особенностями, присущими всей человеческой природе. Как же тогда быть с нравственной оценкой личности, если все дурное и хорошее предопределено природой? Здесь Ларошфуко внес понятие среды, окружения человека. Себялюбие, или инстинкт самосохранения, — это понятие, относящееся к физиологии, а вот форма поведения определяется средой. Мораль зависит от условий, в которых мы находимся. Себялюбие, или личная заинтересованность, может приносить и пользу, и вред другим людям. Но для каждого индивида это себялюбие естественно: «С самого рождения каждого человека природа как бы предопределяет меру его добродетелей и пороков». Далее Ларошфуко делает естественный вывод: пороки человека приносят вред окружающим, и потому они вызывают порицание и кару. Добродетели, наоборот, принося пользу всем, вознаграждаются обществом. Следовательно, быть добродетельным полезно не только окружающим, но и самой добродетельной личности. Моралист считал, что своими природными инстинктами не только возможно, но и необходимо управлять, сдерживая неразумные побуждения себялюбия. Здесь на помощь приходит разум, который развивается в процессе опыта. Разум, как и человек, — мера всех вещей. Он критерий неопровержимой истины.

Читать дальше