Спонсоры:
Спонсоры:

Метерлинк Морис

Средств, выделенных отцом на его совершенствование в юриспруденции, хватило лишь на полгода довольно скромной жизни в Париже. В 1886 г. юноше пришлось вернуться в Гент, где он устроился работать юристом. Однако свои занятия литературой он не бросает, и в том же году в парижском ежемесячнике «Плеяда» печатается новелла Метерлинка «Убийство невинных». К 1899 г. он заканчивает сборник стихотворений «Теплицы», начатый еще во Франции. Издать книгу поэзии неизвестному литератору было почти нереально. Выручил Метерлинка один из его приятелей по колледжу, который оказался обладателем маленького печатного станка для визитных карточек и циркуляров и ручного пресса с маховым колесом. Добыв необходимые для издания сборника деньги у своих родных, Морис вместе с двумя своими друзьями становится типографом. «Техническую работу выполняли отставной типографский мастер и его молодой ученик, а мы вращали маховое колесо. Приходилось работать по вечерам и ночами, потому как день принадлежал серьезным клиентам. Словом, полотна Гелдера по сравнению с нашими муками показались бы приветливыми и даже радостными» — так описывал впоследствии Метерлинк рождение своего первого сборника. Ожидаемых прибылей это не принесло, продать удалось всего несколько экземпляров. Но это не остановило начинающего поэта. В том же году он написал пьесу-сказку «Принцесса Мален». Ее рождение было долгим и трудным. «Моя бедная девочка, принцесса из Иссельмонда» — так любовно называл ее Метерлинк. Положение спасла мать, которая никогда ни в чем не могла отказать сыну. Морис попросил у нее 250 франков на «Принцессу Мален». «Мать не стала спрашивать меня, что это за принцесса, о которой она ничего не слышала, свалилась мне на голову», — позже вспоминал писатель, просто передала сыну необходимую сумму, подделав хозяйственные счета. Продано было всего пятнадцать книг. Но один экземпляр попал в руки Октава Мирбо, влиятельного французского писателя и критика, который в газете «Фигаро» 24 августа 1890 г. опубликовал панегирик Метерлинку. Он считал, что автор, о котором никто ничего раньше не слышал, создал «удивительный, чистый, вечный шедевр, шедевр, которого одного хватит, чтобы обессмертить имя своего творца, шедевр, заставивший благословить это имя всех изголодавшихся по прекрасному и великому; шедевр, о котором мечтают благородные и измученные творцы в минуты высшего душевного напряжения, не в состоянии создать ничего подобного». Мирбо даже сравнил молодого писателя с Шекспиром. Метерлинк был потрясен и ободрен похвалой знаменитого мэтра: «Это уже слава, или всего лишь ее маленькая дочь, известность, слегка задела меня крылом». Морис решает целиком посвятить себя литературе и бросает свою юридическую практику. За «Принцессой Мален» последовало еще несколько символических пьес, среди них — «Непрошеная» (1890 г.). Действие, вернее, бездействие драмы происходит в комнате, находящейся рядом с комнатой роженицы, семья которой ждет, пока та умрет; «Слепые» (1890 г.) — драма ожидания слепыми своего поводыря, священника, внезапно умершего; «Семь принцесс» (1891 г.) — сказка о принце, который должен разбудить от смертельного сна семь принцесс, и он приходит вовремя и спасает всех, кроме своей возлюбленной; «Пелеас и Мелисанда» (1892 г.) — пьеса, несколько выходящая за рамки театра ожидания, имеющая развитие сюжета, правда, без глубокой прорисовки психологических характеров. Так рождался новый театр, названный впоследствии театром Метерлинка, или, по определению самого драматурга, «статическим театром». Постепенно Морис Метерлинк становится знаменитым. Его пьесы имеют успех. В мае 1891 г. в парижском театре «Искусство» зрители рукоплескали премьере драмы «Непрошеная» в постановке Поля Фора.

Читать дальше