Спонсоры:
Спонсоры:

Мухаммед (Магомет, Магомед)

Сначала большинство мекканских мусульман, а затем И сам Мухаммед переселились в Медину. Постепенно Мухаммед превратился из простого проповедника в политического лидера общины. Вскоре в Медине установилось его единовластие. Главной опорой Мухаммеда были пришедшие с ним из Мекки мусульмане — мухаджиры и мединские мусульмане — ансары. Мухаммед все отчетливее заявлял об особой роли ислама, а о себе как о последнем Пророке — «печати пророков». В противовес субботе был установлен особый мусульманский день общей молитвы — пятница, объявлено о святости Каабы и первостепенном значении паломничества к ней, она стала главной святыней ислама. В Медине была построена первая мечеть, постепенно установились основы мусульманского ритуала — правила молитвы, омовения, поста и т. д. В проповедях Мухаммеда стали фиксироваться правила жизни общины — принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Были объявлены запреты на алкоголь, свинину и азартные игры. Положение Мухаммеда как посланника Аллаха становилось особым. В «откровениях» появились требования почтительного отношения к Пророку, ему были «ниспосланы» исключения из некоторых запретов, обязательных для других. Таким образом, в Медине Мухаммед сформировал основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины. Не зная грамоты, он приказывал секретарю записывать «откровения», другие же отрывки сохранились в памяти людей и передавались из уст в уста. В 651 г., согласно преданию, «откровения» Мухаммеда были собраны и сведены воедино. Текст этот был признан единственно полным и подлинным словом Аллаха. Как священный, он передавался в неизменном виде до наших дней и представляет текст Корана в его нынешнем виде. Одной из форм сплочения мусульманской общины, основанной Мухаммедом, стала борьба с теми, кто не принимал ислам. Уже вскоре по прибытии Пророка в Медину была объявлена священная война против неверных (джихад), под которыми в то время подразумевались жители Мекки. Ее целью Мухаммед видел уничтожение язычества, поэтому он приказывал разрушать языческие капища и под страхом тяжкого наказания запретил некоторые языческие обычаи. Обязанность воевать с неверными налагалась на каждого мусульманина. Закон священной войны, который вначале способствовал возвышению ислама, в настоящее время, при совсем изменившихся условиях, является для него источником многих затруднений, так как официально все немусульманское должно признаваться враждебным, следовательно, жить в мире можно только из соображений оппортунизма. Столь же силен и приносимый им нравственный вред, поскольку нередко мусульмане впадают в «умственное высокомерие», заставляющее их смотреть на иноверцев с большим презрением и вызывающее у них довольно часто насилие и несправедливость. В 624—625 гг. мусульмане, возглавляемые Мухаммедом, не раз сражались с мекканскими отрядами. Одержанные в бою победы они истолковывали как доказательство того, что Аллах — на стороне мусульман. В 628 г. состоялись переговоры между мекканцами и мусульманами, которые завершились перемирием. Ровно через год Мухаммед и его сподвижники совершили в соответствии с договором паломничество в Мекку. Тем временем союзниками основателя ислама становились все новые и новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с Мухаммедом, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого подошедшее к Мекке в 630 г. мусульманское войско беспрепятственно вошло в город. Мухаммед совершил поклонение Каабе, очистил ее от языческих идолов. Победа над Меккой еше более укрепила уверенность Пророка в себе и подняла его политический и религиозный авторитет в Аравии. Путем уговоров и Силой оружия аравийские племена одно за другим обращались в ислам, и к концу 630 г. большая часть Аравии признала власть Мухаммеда. Между тем посланник Аллаха задался новыми планами. Он направил послания греческому императору, наместнику Египта и персидскому царю, приглашая их принять ислам. Мухаммед готовился к борьбе против византийцев и твердо решился помериться молодой силой ислама с соседними народами. В последние годы жизни Пророк видел своей целью распространение власти ислама на север; он деятельно готовил военную экспедицию в Сирию. Но летом 632 г. он неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной болезни. Существует легенда, что Мухаммед был отравлен. Похоронен он в главной мечети Медины (Мечети Пророка). Со смертью Мухаммеда прекратился прямой «контакт» общины с Аллахом, ею стали управлять халифы — заместители Пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, изложенных в Коране. Реальные результаты деятельности Мухаммеда и тот образ Пророка и правителя, основу для которого он создал своей жизнью, определяют выдающееся значение роли его личности не только в истории Востока, но и Запада. Правда, в европейской культуре посланник Аллаха первоначально нередко становился объектом нападок и обвинений в коварстве, жестокости и любострастии. Если для мусульман Мухаммед — это безупречный образец во всем, то многие христианские ученые склонны двояко оценивать его характер: Мухаммеда-мёкканского проповедника они не прочь считать истинным пророком, однако Мухаммеда-мединского вождя осуждают как обманщика и сластолюбца. Впрочем, ученые и публицисты Европы справедливо признают в нем, и преданного своему делу вероучителя, и вдохновенного пророка, и умного и гибкого политика и пламенного вождя. Ведь это ему, умевшему соединять идеал с реальностями жизни, верность традиции с решительными новшествами, принципиальность с гибкостью, «демократизм» с единовластием и мягкость с суровостью, обязана своим успехом одна из самых распространенных религий мира — ислам. На сегодняшний день эту религию, вторую по численности последователей (после христианства), исповедуют около 800 млн человек.