Спонсоры:
Спонсоры:

Нимейер Оскар

Полное имя — Оскар Нимейер Суарис Филью

image

(род. в 1907 г.)

Всемирно известный бразильский архитектор-модернист, последователь Ле Корбюзье. Ему принадлежит огромное количество оригинальных проектов зданий, опровергнувших представление о том, что архитектура — это прежде всего функциональность. Наибольшую известность Нимеперу принесли общественные здания в новой столице Бразилии — Бразилиа, музей современного искусства в г. Каракасе, сооружения для спорта и отдыха в Пампулъи. Член президиума Всемирного совета мира, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1963 г.).

Архитектура — застывшая музыка. Это изречение стало настолько привычным, что большинство людей воспринимает его как абсолютную истину, не задумываясь о том, что далеко не каждый архитектор талантлив. Если заурядные музыкальные произведения никому не интересны и покидают сцену, едва появившись, здания, как бы уродливы или бездарны они ни были, остаются на улицах городов десятилетиями, если не веками. Если продолжить музыкальную аналогию, жители современных городов обречены слушать одни и те же навязчивые прямолинейные мотивы. Однако в каждой области искусства существуют талантливые художники, создающие из привычных и знакомых материалов что-то совершенно новое. Оскар Нимейер сумел выйти за рамки традиционной архитектуры, и каждое из его зданий «звучит» оригинально и незабываемо. О Нимейере написаны сотни книг и статей, однако в них намного больше говорится о творениях, чем о самом творце. Чаще всего сообщается всего лишь несколько скупых фактов его биографии. Родился будущий архитектор 15 декабря 1907 г. в Рио-де-Жанейро в обеспеченной многодетной семье (у Оскара было пять братьев и сестер). Его родители — португальцы, но среди их далеких предков были немцы и даже индеец из племени арарибойа, которое когда-то жило в районе Рио-де-Жанейро. По бразильским обычаям его должны были именовать Оскар Рибейру (по фамилии матери). Но отец мальчика, воспитанный в семье своего дяди, в знак благодарности присоединил к своей родовой фамилии Суарис дядину фамилию Нимейер, и обе они достались Оскару. Уже в зрелые годы его стали называть просто Нимейер. В родительском доме всегда царила атмосфера дружбы и любви. И хотя мать Оскара скончалась, когда он был еще совсем юным, благодаря заботам доброй бабушки и отца мальчик всегда был окружен вниманием и теплом. Оскар учился в привилегированном колледже, где впервые проявил интерес к архитектуре. В 21 год он женился и у него родилась дочь Ана Мария, которая впоследствии стала известным художником-декоратором и в 1950— 1970 гг. участвовала в работах отца. С 1930 по 1934 год Оскар изучал архитектуру в Национальной школе изящных искусств (сейчас — Национальный архитектурный институт). Дальнейшая судьба Нимейера некоторым кажется одним сплошным успехом, другие же видят в ней трагедию талантливого человека. Для того чтобы понять суть этой трагедии, необходимо увидеть разницу между Нимейером-архитектором и Ни-мейером-человеком. Архитектор строил уникальные здания, не оставлявшие равнодушными даже недоброжелателей. Самые влиятельные организации, самые богатые люди обращались к нему, когда собирались построить нечто оригинальное и современное. И все было бы замечательно, но Нимейер-человек был коммунистом. Не по рождению или воспитанию, как многие из наших соотечественников старшего поколения, а именно по убеждениям. Он искренне мечтал о разрешении социальных проблем, о счастливом будущем, о построении справедливого общества. Это волновало его гораздо больше, чем признание или непризнание его проектов. Но те, для кого он мечтал бы работать, не способны были оплатить строительство. А он выполнял заказы тех, кого считал классовыми врагами. Впрочем, в отношении проектов Нимейер всегда оставался профессионалом. Он работал быстро и увлеченно, в сжатые сроки создавая великолепные сооружения. Первым проектом, в разработке которого участвовал Нимейер под руководством Лючио Коста и Ле Корбюзье, было здание министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1936—1943 гг.). В проекте впервые был использован сплошной солнцемодулирующий экран на одном из фасадов. Новшество привлекло всеобщее внимание и стало началом профессиональной карьеры Нимейера.

Читать дальше